Делу время — потехе час. Проверим себя и оценим свои достижения

1. Как ты думаешь, можно ли дать разделу другое название?

Разделу можно дать другое название: «Откладывай безделье, да не откладывай дела».

2. Почему произведения Шварца, Драгунского и Голявкина объединены в один раздел?

Произведения Е. Шварца, В. Драгунского и Е. Голяв- кина объединены в один раздел, потому что они о школе и школьниках, которые напрасно тратят время, прогуливают уроки.

3. Перечитай конец сказки Шварца. Согласен ли ты с автором? Объясни свою позицию.

Е. Шварц: «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Как часто мы непозволительно щедро тратим свое время на пустяки, думая, что впереди его много — неизмеримый океан. Вырастаем беззаботными бездельниками, которым нужна сильная поддержка родителей. А мы, сами-то, когда будем их опорой и радостью? Вот пословица и напоминает, что нельзя тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление,
на изучение материала, оставленного предыдущими поколениями.

4. Прочитай вопросы. Они помогут тебе составить рассказ о творчестве Драгунского. Подтверди свои мысли примерами из текстов.
  • Какие рассказы писателя ты читал? Какой из них тебе запомнился особенно? Почему?
  • Можно ли назвать произведения Драгунского юмористическими? Объясни почему.
  • Что хотел сказать автор читателям?
  • Что объединяет произведения писателя?
  • Кто является главными героями рассказов?
  • Что ты можешь сказать о Дениске? Какой он? Как поступки героя помогают понять его характер? Почему мальчик так поступает?
  • Как Дениска оценивает свои и Мишкины поступки? А как к героям относится автор?
  • Чем, по твоему мнению, Дениска отличается от Мишки? Почему именно от имени Дениски, а не от имени его друга ведётся рассказ в произведениях Драгунского?

В. Ю. Драгунский «Денискины рассказы»: «Дымка и Антон», «Дядя Павел и истопник», «Заколдованная буква», «Запах неба и махорочки», «Здоровая мысль», «Зеленчатые леопарды», «Как я гостил у дяди Миши», «Кот в сапогах», «Красный шарик в синем небе», «Друг детства», «Девочка на шаре», «Двадцать лет под кроватью», «Гусиное горло», «Главные реки», «Где это видано, где это слыхано...», «Белые амадины», «Арбузный переулок», «Англичанин Павля».
Запомнились рассказы «Дымка и Антон», «Он живой и светится», «Девочка на шаре», «Где это видано, где это слыхано...»
— Рассказы Драгунского отличает любовь к детям, знание их поведения, душевная отзывчивость. Прототипом Дениски является сын автора, а отец в этих историях — сам автор. В. Драгунский писал не только смешные истории, многие из которых, скорее всего, и происходили с его сыном, но также немного'поучительные. Добрые и хорошие впечатления остаются после того как прочтешь Денискины рассказы. С большим удовольствием перечитываешь их по многу раз.
— Веселые рассказы про мальчика Дениса Корабле- ва и его друга Мишку Слонова можно назвать юмористическими. Однако Виктор Драгунский писал не только для детей. В 1961 году вышла повесть «Он упал на траву» о самых первых днях войны. Повесть «Сегодня и ежедневно» посвящена жизни работников цирка.
— Поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо Виктор Драгунский».
— Произведения В. Ю. Драгунского об отношениях между людьми, нравственных ценностях.
— Главные герои «Денискиных рассказов» — Денис Кораблев и его друга Мишка Слонов. В центре рассказов стоят пытливый и деятельный Дениска и его друг, мечтательный, медлительный Мишка.
— Отец в этих рассказах — сам Виктор Юзефович, а Дениска — его сын, с которым в детстве случались всякие смешные истории. Драгунский стал эти истории записывать, и получились «Денискины рассказы». Поэтому ведутся рассказы от имени Дениски.

6. Можно ли назвать рассказ Голявкина смешным, весёлым? Объясни своё мнение.

Рассказ Голявкина не смешон, так как в нем мальчик прогуливает школу и ему скучно. В солнечный весенний день мальчику скучно, потому что он не в школе и ему нечем заняться. В городе все работают, и мальчику нужно идти на занятия.

8. Почему некоторые произведения мы называем рассказом? Можно ли дать следующее объяснение?

Рассказ — это художественное повествовательное произведение небольшого размера. Рассказ посвящен обычно описанию одного эпизода из жизни героя.

9. Вспомни, чем рассказ отличается от сказки. Как бы ты дополнил определение рассказа? Запиши его в «Рабочую тетрадь».

В сказке описываются приключения героя, каждое из которых — важный эпизод в развитии сюжета. Рассказ строится на основе одного короткого эпизода, играющего фатальную роль в жизни героя.
Действие в сказке не ограничено в пространстве и времени в отличие от рассказа, где оно всегда кратковременно и происходит в конкретном месте.
Авторская позиция в рассказе может быть выражена с помощью отступлений, оценочной характеристики героев или композиционного приема использования контрастных деталей. В сказке прямая авторская оценка отсутствует — отражается только общая идея.

10. Придумай свой рассказ, который можно было бы включить в раздел «Делу время — потехе час». Запиши его в «Рабочую тетрадь».

Рассказ «Делу время — потехе час»
Мы играли с подругой в куклы с утра до самого вечера, отвлекаясь только на то, чтобы поесть и попрыгать на прыгалке. Перед приходом мамы с работы я вспомнила, что она просила купить хлеба в булочной. Я схватила деньги и побежала в магазин, но хлеб в нашем магазинчике закончился. Я вернулась домой, мама уже пришла. Я ей сказала, что хлеба в магазине нет. Она спросила, что же я делала с утра, когда привозят продукты? Я призналась, что играла в куклы. Тогда мама произнесла: «Запомни, дочка: делу время — потехе час!». С тех пор я сначала выполняла поручения мамы, а лишь потом занималась своими играми.