Е. Л. Шварц. Сказка о потерянном времени

1. Почему произведение названо сказкой? Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии автора?

В этом произведении есть сказочный сюжет. Напрасно теряя время, ленивые школьники состарились и сами того не заметили. А время, потерянное детьми, злые волшебники забрали себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята — старыми стариками.
Дети учатся в школе, город живет повседневной жизнью, школьники уступают старикам место. Благодаря фантазии автора школьники превратились в стариков, а старые волшебники — в девочек и мальчиков.

2. Одинаково ли было поведение детей? Почему они смогли победить волшебников?

Петя Зубов переживал за остальных ребят, действовал. Остальные дети не волновались, бездействовали, вели себя беспечно. Петя объединил всех ребят, поэтому они смогли победить злых волшебников.

3. Как ты относишься к ребятам?

Мне нравятся герои сказки, потому что они объединились ради доброго дела.

4. Как к героям относится автор? Обсудите с другом.

Автор сказки считает ребят ленивыми, безответственными, несобранными. Е. Шварц использует внутренний монолог героев, находит «словечки» для характеристики мальчиков: например, «колбасник». Он также словами злых волшебников так характеризует детей: Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются», «Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают». Волшебник Сергей Владимирович говорит, что стоит только захотеть, человек может спастись от любого несчастья.

5. Какой момент в сказке самый напряжённый? Прочитайте с друзьями по ролям эту часть текста.

Самый напряженный момент в сказке, когда ребята вошли в домик, где жили волшебники, и ровно в полночь Петя Зубов стал крутить стрелку ходиков на 77 кругов обратно. Волшебники вновь превратились в стариков и пропали.

6. Что подразумевал Шварц под потерянным временем? Как ты понимаешь название сказки? Запиши свои мысли в «Рабочую тетрадь».

Время — это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается — чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учебе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. Идея сказки заключается в том, что человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.