Литературные сказки - Проверим себя и оценим достижения

1. Какие сказки Одоевского и Гаршина ты читал раньше? Знакомы ли тебе другие произведения Аксакова и Бажова? Составь список, запиши его в «Рабочую тетрадь».

Сказки Одоевского «Мороз Иванович», «Разбитый кувшин». Сказки Гаршина: «Сказание о гордом Аггее», «Лягушка-путешественница». Сказы Бажова: сборник «Малахитовая шкатулка» (сказы «Хозяйка медной горы», «Огненная змейка»). Произведения Аксакова: «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «детские • годы Багрова-внука».

2. Объясни своими словами, что такое литературная сказка. Чем она отличается от народной сказки? Приведи примеры.

Сказка — один из основных жанров народного устнопоэтического творчества. Это преимущественно прозаический художественный устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Наряду со сказками, созданными коллективным творчеством народа, широко вошли в круг чтения детей литературные сказки, которые были написаны различными писателями и отличаются от народных неповторимостью, высокохудожественным стилем изложения, особой назидательной манерой и философией, присущей тому или иному литератору. Примеры литературных сказок: П. П. Ершов «Конек-горбунок», А. С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде», М. Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь», «Как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», А. П. Гайдар «Мальчиш-Кибальчиш», Ю. Олеша «Три толстяка», В. Каверин «Дудочка и кувшинчик».

3. Как ты думаешь, сказки из данного раздела близки народным сказкам или отличаются от них?

Сказки писателей из раздела «Литературные сказки» очень близки народным сказкам, но все же отличаются от них своим высокохудожественным стилем, стилизацией под говор определенной местности, хорошо выписанными героями, более сложным и запутанным сюжетом, большей назидательностью и поучительностью.

4. Используют ли писатели в своих сказках приём олицетворения? Приведи примеры.

Писатели используют в своих сказках олицетворение. Например, роза и жаба представлены мыслящими существами, способными испытывать присущие человеку чувства, огорчаться, плакать, раздражаться, радоваться. Мальчики-колокольчики похожи на обычных мальчиков, царевна Пружинка — на обычную девочку, а ведь это детали механизма музыкальной табакерки. Олицетворение — такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ — даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

5. Представь, что писатель не использовал этот приём. Как изменилось бы его произведение? Смогли бы мы назвать его сказкой?

Если бы писатель не использовал олицетворение, то такое произведение уже нельзя назвать сказкой, это будет бытописание, реалистичное изображение действительности.

6. Как ты понимаешь, что такое повествование? Найди в энциклопедии определение этого понятия. Сравни его с данным. Назови произведения, которые можно назвать повествовательными.

Повествование — это рассказ о событиях, которые произошли с героями произведения. События изображаются в определенной последовательности: автор рассказывает о том, с чего они начинались, как развивались и чем закончились.
Из словаря Ожегова: повествование — связный рассказ о каких-нибудь событиях, о чем-то совершившемся. Если сравнивать эти два высказывания, то первое более подробное, развернутое и точное, чем второе, которое дает более общее и менее конкретное представление о том, что такое повествование.
Повествовательными можно назвать следующие произведения: Л. Н. Толстой «Детство», «Отрочество», «Юность»; М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб», «Мцыри»; А. П. Чехов «Мальчики», «Каштанка», «Хамелеон»; А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел».