П. Ершов «Конек-горбунок»

1. Почему своё произведение Ершов называет русской сказкой? Попробуй объяснить свою точку зрения. Найди в сказке и выпиши в «Рабочую тетрадь»: присказку, зачин, сказочных героев, троекратные повторы.

В сказке «Конек-горбунок» есть присказка, зачин, сказочные герои. Во многих русских сказках часто присутствует такой персонаж как Иванушка-дурачок, которому обязательно помогает волшебная сила.
Присказка:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Зачин:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Сказочные герои: кобылица, конек-горбунок, жар-птица, рыба-кит.
Троекратные повторы: Вот, как стало лишь смеркаться, Стало сызнова смеркаться, Стало в третий раз смеркаться.

2. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?

Волшебное в этой сказке: сказочные говорящие герои, необычное появление коней и т. п. Что могло быть на самом деле: кобылица действительно могла ходить на чужое поле.

3. Что в произведении говорится о братьях и как раскрывается каждый из них в поступках? Герои поступают так:
  • из жадности;
  • из скупости;
  • из желания достичь своей цели;
  • из стремления быть добрыми и честными?

Почему они всё время обманывали? Как ты объяснишь поступки братьев?

В произведении говорится, что «старший умный был детина, средний был и так и сяк». Оба брата обманывают отца, чтобы получить его похвалу, крадут коней у Ивана, чтобы продать их и разбогатеть.

4. Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

Братья похожи тем, что оба были обманщиками. Иван же был честным, всепрощающим, добрым.

5. Как ты считаешь, почему Иван стал хозяином чудесных коней? Как это объяснили его старшие братья?

Кобылица обещала Ивану родить двух коней, если он будет ухаживать за ней.

Но давно уж речь ведется,
Что лишь дурням клад дается,
Ты ж хоть лоб себе разбей,
Так не выбьешь двух рублей.

7. Самостоятельно раздели произведение на части, озаглавь каждую часть словами из текста.

1. Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить.
2. Посмотри каких красивых Двух коней золотогривых Наш дурак себе достал.
3. Царь раскланялся и вмиг Молодцом с повозки прыг... Глаз своих с коней не сводит...
4.Делать нечего, придется Во дворце тебе служить.

8. Обсудите с другом, какие вопросы можно задать по каждой части всему классу.

Примерные вопросы: Как братья ловили вора? Как Иван поймал вора? Что обещала кобылица Ивану? и пр.

9. Представь, как Иван рассказал бы эту сказочную историю. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

План
1. Как отец отправлял братьев ловить вора в поле.
2. Как Иван поймал кобылицу.
3. Обещание кобылицы.
4. Как братья украли коней.
5. Конек-горбунок и его помощь.
6. Иван продает царю коней.
7. Иван на службе в царской конюшне.

10. Каждый ли может о себе сказать так, как сказал Иван:

Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее?

Нет, не все.

11. Обсудите с другом, как вы понимаете, что такое честность.

Рекомендации: можно посмотреть определение честности в словаре и использовать его как опору для своего ответа.

12. Прочитай ещё раз сказку. Обрати внимание на подчёркнутые слова. Самостоятельно составь словарь устаревших слов. Определи и запиши в «Рабочую тетрадь», где ты будешь искать необходимую информацию.

Против — напротив
Недалече — недалеко
С набитою сумой — с полным кошельком
Соглядать — увидать, увидеть
Смекнули — придумали
Сенник — матрас, набитый сеном
Несподручно — неудобно
Малахай — широкий кафтан без пояса
Улуча — выбрав, найдя
Очью — глазом
Три вершка — очень маленького роста
Аршинными ушами — длинными ушами
Мочи было — силы было

13. Рассмотри иллюстрацию Н. Кочергина к сказке. Придумай свою сказочную историю про Рыбу-кит.

Примерный план рассказа
1. Где жила рыба-кит.
2. Что и почему с ней случилось.
3. Как рыба-кит снова ушла жить в море.