Анализ пьесы «Горе от ума» А. С.Грибоедова

Комедия «Горе от ума» считается одной из вершин русской драматургии и поэзии.

Сюжет

Действие происходит в богатом московском доме Фамусова. Длится оно, как и должно в классицистической пьесе, в соответствии с критерием триединства: с утра до вечера одного дня.

Дом живет двойной жизнью: все домочадцы что-то скрывают друг от друга. Софья скрывает от отца свою любовь к мелкому чиновнику, секретарю отца, Молчалину. Молчалин из страха перед начальником, покоряясь прихоти дочери, вынужден скрывать свои отношения с ней (сидение ночи напролет за музы- цированием или чтением вслух).

Служанка Лиза хранит тайну госпожи своей Софьи, в то же время не разделяя ее увлечения таким ничтожным человеком, как Молчалин. В то же время она скрывает от барыни «шаловливое» поведение ее папеньки по отношению к ней, а также заигрывания Молчалина.

Фамусов, который «монашеским известен поведеньем», пристает к служанке Лизе, пока никто не видит, и читает наставления дочери о нравственности. Но более всего он мечтает выдать ее замуж. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» — восклицает он в отчаянии, не понимая, что именно происходит с его дочерью.

В разговоре Лизы и барышни о том, кто больше подошел бы ей в качестве жениха, впервые звучит имя Александра Андреевича Чацкого, который «умен, весел и остер», как говорит о нем Лиза.

Софья раздражена упоминанием этого имени: он хорошо «пересмеять умеет всех» — говорит она о нем. На самом деле она не может простить того, что он три года назад уехал от нее, потому что «охота странствовать напала на него». Софья задета его пренебрежением. Поэтому, когда появляется Чацкий, пылко влюбленный в Софью, примчавшийся «с корабля на бал» — сразу к Фамусовым, она с ним подчеркнуто холодна и высокомерна.

Чацкий счастлив видеть Софью, он засыпает ее вопросами, пытаясь растопить лед: что нового в Москве и как поживают их общие знакомые? Чацкий острит, приглашая Софью посмеяться над тем, что когда-то потешало их обоих. Софья отстраненно не поддерживает его веселости и оскорбляется, когда в пылу увлечения он нелестно отзывается о Молчалине, который, вероятно, сделал карьеру («ведь нынче любят бессловесных»). Софья в бешенстве: «Не человек, змея!»

Встреча Фамусова с Чацким сперва протекает дружественно: молодой человек — сын друга Фамусова, буквально выросший в этом доме. Фамусов даже приглядывается к Чацкому на предмет его возможного жениховства. Но тот, озадаченный поведением Софьи и поглощенный ею («Как Софья Павловна у вас похорошела!»), рассеянно беседует с отцом возлюбленной. В то же время в разговоре он высказывает свое отношение к «минувшему веку» низкопоклонства и рабства, говоря о том, что настали новые времена: людей «нынче держит стыд в узде».

Фамусов пытается образумить Чацкого, упрекает его в излишней «гордости», говорит о необходимости службы, ставит в пример покойного своего дядю, который добился чинов и богатства раболепием перед императрицей. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет Чацкий.

Для Фамусова речи Чацкого звучат слишком радикально, он называет его карбонарием и переключается на другого жениха — полковника Скалозуба, который, по уверению Софьи, «слова умного не выговорил сроду».

Скалозуб простодушно хвастается своими служебными успехами. Но его продвижение по службе достигнуто не воинскими подвигами, а ловкостью и удачным стечением обстоятельств.

Внезапно вбегает Софья и в панике бросается к окну: «Ах, Боже мой, упал, убился!» Причина — падение Молчалина, о котором Скалозуб говорит прямо: «треснулся» с лошади.

Чацкого такое поведение Софьи наводит на подозрения об особых отношениях между нею и Молчалиным. Но поверить в это он не может: слишком тот ничтожен. Желая разобраться, он вызывает Молчалина на разговор. Услышав, что талантов у того немного: «умеренность и аккуратность», и что живет он по принципу «надобно ж зависеть от других!», Чацкий убеждает себя в том, что такого любить невозможно.

Но вопрос с Софьей все же для него не разрешен. Для того чтобы разрешить его, Чацкий намеревается прийти в дом Фамусовых на праздник, который устраивается вечером.

В дом съезжаются гости. Грибоедов тщательно «отбирает» гостей, чтобы представить московский свет во всем его великолепии: в закоснелости, преклонении перед всем иностранным, вековыми предрассудками. Типажи гостей очень яркие. Чацкий между ними — чужой и странный. Его речи кажутся всем неуместными. Окончательный приговор выносит глухая и почти выжившая из ума графиня-бабушка: «Чацкий — басурман и вольтерьянец».

Чацкий может говорить только с Софьей, он ищет в ней понимания. Он с негодованием высказывается о московском дворянстве, которое преклоняется перед «французиком из Бордо». В пылу негодования он снова упоминает Молчалина, называя его глупцом. Софья решает отомстить Чацкому. И когда один из гостей ее спрашивает, как она находит Чацкого после приезда, она отвечает, что он не в себе.

Ее слова тут же разносятся в различных интерпретациях, суть которых — Чацкий сумасшедший. Софья, невольно пустив этот слух, не пытается ему помешать распространяться.

Чацкий утомлен и разочарован. Он так и не узнал, кто владеет сердцем его возлюбленной, но понял, что ему там нет места. Герой чувствует себя чужим среди этих людей. Он собирается уезжать и ждет свой экипаж в прихожей. Появляется

старый знакомый Чацкого, Репетилов. Он кидается к Чацкому с распростертыми объятиями, говорит торопливо и сбивчиво, приглашает Чацкого посетить «секретнейший союз», состоящий из «решительных людей», которые безбоязненно рассуждают о «матерьях важных». Чацкий, знающий цену Репетилову, кратко характеризует деятельность Репетилова и его друзей: «Шумите вы и только!»

Чацкий не желает слушать Репетилова. Тот переключается на беседу со Скалозубом, потом с Загорецким. Предметом их обсуждения становится сумасшествие Чацкого. Репетилов не верит слуху, но остальные настойчиво убеждают его, что Чацкий — настоящий сумасшедший. Чацкий, скрытый от разговаривающих колонной, слышит о себе эту новость и негодует на клеветников.

Он становится свидетелем еще одной разоблачительной сцены: появляется Лиза, ее внимания добивается Молчалин. Служанка упрекает Молчалина в том, что он неверен барышне, которая его давно ждет. Молчалин говорит, что ухаживает за Софьей, чтобы укрепить свое положение, по-настоящему же ему нравится Лиза.

Не только Чацкий слышит эти признания, но и Софья, у которой открываются глаза на того, в кого она была влюблена: «Ужасный человек! себя я, стен стыжусь».

Наступает момент разоблачения. Молчалин пытается отпереться, но Софья требует, чтобы он сегодня же покинул дом.

Чацкий упрекает Софью в коварстве и неразборчивости. Прибежавший на шум Фамусов возмущен поведением дочери, которая встречается тайно с мужчиной. Но настоящего размера катастрофы он так и не понимает: Молчалин вовремя исчезает. Гнев отца обрушивается на Чацкого и на дочь, которую он собирается упечь «в деревню, в глушь, в Саратов!». Но более всего он озабочен тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Чацкий горько смеется над собственной слепотой. Восклицая: «Пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок!» — он навсегда покидает этот дом.