Два портрета A.C. Пушкина

Наиболее известными портретами великого русского поэта A.C. Пушкина считаются портреты русских художников В.А. Тропинина и O.A. Кипренского.

Василий Алексеевич Тропинин, выдающийся русский художник-портретист, родился в 1776 году в Новгородской губернии в семье крепостного. В качестве приданого он был передан другому барину. У него рано открылся дар художника, и сначала нелегально, а затем по неожиданному благословению барина он стал посещать бесплатные рисовальные классы Академии художеств. По прихоти барина он вынужден покинуть академию и уехать на Украину, в новое имение барина. Он исполняет обязанности камердинера и кондитера и вместе с тем пишет портреты — своих господ Марковых, их соседей, друзей, пишет иконы местной церкви, которую сам и спроектировал. В начале 20-х годов Тропинин вместе с графом окончательно переезжает в Москву, слава его как художника растет, Тропинин пишет портреты Н. Карамзина, И. Дмитриева, Н. Майкова и других деятелей русской культуры. Только в сорок семь лет, в 1823 году, став известным художником, В.А. Тропинин получил вольную, а через год получил звание академика. Тропинин - автор известных портретов Н. Карамзина, К. Брюллова, таких известных картин, как «Старик нищий» и «Кружевница». Всего им написано больше трех тысяч портретов. Среди них - и известный портрет A.C. Пушкина.

Портрет поэта был создан художником в самый плодотворный период его творчества (исследователи считают, что это 20-30-е годы) - в 1827 году. Тропинин мастерски передал силу духа, волю поэта, его человеческое достоинство и независимость. Образ, созданный В.А. Тропининым, привлекает своей открытостью и раскованностью. Необычайно привлекательно лицо поэта, хотя его нельзя назвать красивым. В нем заключены внутренняя красота, ум, проницательность, пытливый характер. Интересно высказывание внучки фельдмаршала Кутузова, Д.Ф. Фикельмон о том впечатлении, которое произвел на нее Пушкин, - оно выражает своеобразие внешности Пушкина, мастерски переданное Тропининым, - сочетание внешней некрасивости (одно из лицейских прозвищ Пушкина, данное «но 92 физиономии и некоторым привычкам», было «смесь обезьяны с тигром», и внутренней красоты, особый духовный облик Пушкина, который заставлял забыть о его некрасивости: «Когда он говорит, забываешь о том, чего ему недостает, чтобы быть красивым, его разговор так интересен, сверкающий умом, без всякого педантства... Невозможно быть менее притязательным и более умным в манере выражаться» (Е. Павловы). Особую роль в портрете, выполненном В.А. Тропининым, играет костюм Пушкина. Его своеобразие заключается в том, что здесь соединились типичные атрибуты байронизма ( это расстегнутый ворот рубашки с большим белым воротничком, галстук-шарф, повязанный небрежно) и типично московская принадлежность одежды того времени - халат; все это создает представление о свободной, творческой личности.

Другим, не менее известным и удачным портретом Пушкина является портрет кисти Ореста Адамовича Кипренского, (1782 - 1836) выдающегося русского художника-портретиста. Как говорил художник Александр Иванов, «он первый вынес имя русского в известность в Европе». Интересен такой факт: в Италии для галереи Уффици, где собирали портреты знаменитых художников, был заказан автопортрет Кипренскому. Это был первый заказ в истории русской живописи, и он свидетельствовал о славе Кипренского (В.М. Кирсанова).

Судьба Кипренского тоже была достаточно драматична. Он являлся внебрачным сыном крепостной крестьянки; отцом его был помещик Дьяконов, который отдал мальчика в семью своего крепостного Адама Швальбе; затем он дал Швальбе вольную, а своему сыну фамилию Кипренский. Детские годы будущего художника прошли в крестьянской семье. У мальчика обнаружились способности к рисованию, и он был устроен в воспитательное училище при Петербургской академии художеств.

Когда Кипренскому было 23 года, он получил Большую Золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (в 1805 году). А затем он начинает писать портреты - в этом жанре живописи особенно раскрылся его талант художника. Он создает портреты своих современников, работая с 1809 г. в Москве и Твери, - Е. и Ф. Ростопчиных, Е. Корсакова, И. Гагарина и др. Кипренский пишет портреты замечательных русских поэтов - К. Батюшкова, В. Жуковского и A.C. Пушкина. Портретам Кипренского присущи психологизм, лиричность, человечность образа. Он отказывается от академической парадности портретов. Для художника главное - показать внутренний образ, внутреннюю сущность образа.

Все это характерно и для широко известного портрета A.C. Пушкина, созданного художником в 1827 году. Портрет писался с натуры. Пушкин только появился в Петербурге после семилетней ссылки. По дороге в столицу он встретил арестантов-декабристов, в том числе и Вильгельма Кюхельбекера, Кюхлю, его лицейского товарища, поэта-декабриста. Встреча их была горькой, тяжелой. Пушкин написал и отправил в Сибирь декабристам известное послание - «Во глубине сибирских руд...» (1827):

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье...»

Вот в какой этап жизни поэта Кипренский начал писать портрет Пушкина. Замерла лира в руках поэта. Мудрый, всепонимающий и во все проникающий взгляд. Бесстрашный взгляд серо-голубых глаз.

Кипренский хотел прежде всего изобразить Пушкина-поэта, гения поэзии, передать его внутреннюю сущность. И это ему в полной мере удалось. Современники Пушкина и Кипренского отмечали поразительное внешнее сходство и глубокое постижение художником внутренней личности русского поэта. Кипренский в своем портрете выразил идею высокого служения поэзии, поглощенность творчеством, ум и глубину натуры великого ПО - 94 эта, его проницательность; он все понимающим взором глядит на мир, как настоящий поэт, он видит зачастую то, что не дано увидеть многим другим. Пушкину портрет понравился, он говорил, что художнику удалось передать его сущность, его внутренний мир. Он даже написал благодарственное стихотворение Кипренскому.

Кипренскому

Любимец моды легкокрылый,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, -

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных мук.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид.

1827 г.

Пушкин признает «удачу портрета и констатирует преобразующую роль искусства: на портрете не зеркальная копия, художник — «волшебник», который «вновь создал» «питомца чистых Муз», то есть портрет, которому суждено теперь представительствовать за живого Пушкина («И я смеюся над могилой, / Ушед навек от смертных уз»). Не теряя внешнего сходства с моделью («себя как в зеркале я вижу»), Кипренский передал в портрете и духовную красоту Пушкина, из скромности названную поэтом «лестью», а в черновике «чудом» (но чудо-зеркало мне льстит») (Е. Павлова).

Оба художника - и В.А. Тропинин, и O.A. Кипренский - смогли показать исключительность личности Пушкина, передать его неординарность, глубину натуры пусть и разными средствами (портрет Тропинина более «домашний»), но и в том, и в другом портретах перед нами истинный великий поэт, «приподнятый» над обыденной жизнью. Эти портреты стали самыми известными и популярными портретами A.C. Пушкина.