Образ учителя в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

В замечательном рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из его автобиографической книги «Последний поклон» одним из главных героев является учитель, Евгений Николаевич.

Писатель с раннего детства и до конца своих лет сохранил огромное уважение к учителям, понимание значения их благородного труда, понимание серьезной ответственности этого труда, т.к. они имеют дело с живыми человеческими душами.

В словарях - Толковом словаре русского языка, в Этимологическом словаре русского языка находим значение слова «учитель». Сама семантика (значение) и этимология (происхождение, история) этого слова - «учитель», «педагог» говорит об огромной роли учителя в жизни человека.

Профессия учителя, педагог а - одна из древнейших профессий на земле. Она возникла как необходимость сохранения рода и его ценностей - трудовых, нравственных, культурных, а для этого необходимо было учить детей всему, что знали старшие, старейшины. Со временем сельскохозяйственное и ремесленное производство усложнялось, обогащались и расширялись знания людей об окружающем мире. Все эго обусловило необходимость специального обучения и воспитания молодого поколения, подготовки его к жизни. Первые учителя появились тогда, когда начался процесс совершенствования орудий груда; это были самые мудрые и уважаемые люди.

Сначала появилось слово «педагог»; оно произошло от греч. «пейдагогос» («пейда» - ребенок, «гогос» - вести) и обозначало «детоводитель: в прямом смысле таковы первоначально были функции педагога — в Древней Греции это были рабы, которые должны были присматривать за детьми, водить их в школу, на прогулки. И только позднее основными функциями педагога стали воспитание и обучение детей.

Слово «учитель» появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе (Платон) и что нужна специальная, тщательно продуманная организация деятельности детей, направленная на приобретение знаний и умений, т. е. обучение. Учитель - это тот, кто наставляет, обучает, преподает. Как правило, учителями всегда становились самые умные, знающие, уважаемые люди. В Древнем Вавилоне, Сирии, Египте это были жрецы, в Древней Греции - наиболее талантливые вольнонаемные граждане; в Древнем Риме учителя назначались от имени самого императора: эго были люди, хорошо знающие науки, много путешествующие, а потому знающие языки, культуру, традиции и обычаи разных народов. В Древнем Китае на должность учителя могли претендовать мудрейшие представители общества (интересно, что в этой стране еще в XX в. до новой эры существовало министерство, занимающееся вопросами просвещения народа).

В России роль учителя была велика с самого начала; в Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и государя. Учителей в Древней Руси называли мастерами, подчеркивая тем самым уважение к людям, которым доверено воспитание молодого поколения. Такое традиционно - уважительное отношение к учителю было в нашей ст ране и в тс далекие г оды, о которых повествует В.  Астафьев в своем рассказе.

В своем рассказе «Фотография, на которой меня пег», используя крайне лаконичные художественные детали, писатель рассказывает о своем герое, учителе начальной сельской школы, Евгении Николаевиче, и его жене, тоже учительнице. Он описывает условия, в которых проживает семья учителя. А они очень скромные: Евгений Николаевич с семьей занимает одну половину «дряхленького домишка», как пишет автор; часто нет дров, а в семье маленький ребенок, который часто болеет. Писатель не даст полного портрета учителя, подчеркивает только отдельные штрихи его внешности: «лицо малоприметное», но особенно запоминались г лаза -- «немного печальные и оттого необыкновенно добрые», приветливая улыбка, «да уши торчали, как у Саньки» - обыкновенный молодой человек - оказывается, и лет ему было совсем немного - двадцать пять.

Особенно, хотя и немногословно, писатель подчеркивает отношение учителя к сельчанам, уважительный стиль общения учителя и его жены-учительницы с людьми, и взрослыми, и маленькими детьми: «здороваются со всеми кряду, не разбирая ни бедных, ни богатых»; «учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне», уходя, «поклонился дому, бабушке».

И односельчане очень уважительно, с почтением и заботой относятся к учителям: ненавязчиво, «тишком» деревенские бабы приносят им молоко, творог, сметану (у них - маленький ребенок!), ягоду; ребеночка «доглядят», полечат, если надо, привозят тайком, чтобы не отправили назад, дрова и т.д.; бабушка Вити, когда учитель пришел к заболевшему внуку и принес ему фотографию, встретила его радостно, уважительно, как дорогого гостя, повесила его одежду не в кутью, накрыла стол праздничной скатертью, понаставила всякой снеди, чтобы угостить гостя, а затем хвасталась всему селу, что их дом посетил учитель... И как вывод звучит фраза писателя: «Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое».

Почему же односельчане с таким уважением и любовью относились к Евгению Николаевичу и его семье? В.П. Астафьев подчеркивает искреннюю любовь учителя и учительницы к своим ученикам, стремление помочь им в тяжелейшие годы того времени, когда не хватало учебников, тетрадей, пишущих ручек; автор показывает жизнерадостность, оптимизм учителей, несмотря на нелегкие условия жизни («Учителя были заводилами в деревенском клубе...»), особенно подчеркивает их внимание к каждому ученику, заботу о своих подопечных, настоящее уважение к личности каждого ребенка.

Как важнейшую особенность образа учителя и его жены писатель показывает их самоотверженность, преданность своему делу. Они живут в нищенских условиях с маленьким ребенком; условий для работы также не было никаких: школа как таковая практически отсутствовала - вместо школы был «старый деревенский дом с угарными печами», где не было ни парт, ни скамеек, даже учебников, тетрадей, карандашей. Учителям приходилось исхитряться и самим «добывать» псе необходимое для обучения (учебники, тетрадки, карандаши, договариваться с мужиками за «магарыч» из своей зарплаты, чтобы они сделали столы и скамейки); когда к весне кончились тетрадки, краски, карандаши, выменянные учителем на утильсырье. он стал проводить уроки в лесу, на природе: учитель рассказывал ребятам мною интересного и полезного. Учитель же договорился с юродским фотографом сделать фотографии школьникам на намять.

Вино особенно привлекают такие личностные качества учителя .Николаевича, как доброта, внимательность, уважительное отношение к людям, в том числе и к маленьким своим ученикам - слушал учеников внимательно, «хвалил, благодарит даже за то, что рассказывали многое, неизвестное ему, городскому жителю, не стеснялся учиться у своих маленьких учеников: подкупали также знания учителя: «Как мною он знал!» - восклицает Витя. А еще его подкупала трус тая и ласковая улыбка учителя. Полому и Витя, и остальные ученики Евгения Николаевича относились к нему с любовью и уважением: Витя «изо всей мочи старался не обляпаться, не пролит т. из блюдца чай», когда учитель навестил cio, больною; ребяга отыскали в камнях кепку учителя, когда был закопчен бой со змеей, н корили себя, что не они «обороняли» учителя, первый раз видевшего змею и потому не знающего, как се убить, а он - их).

В образе учителя Евгения Николаевича выразились все те чувства, которые испытывал писатель к учителю: «...фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающим стать учи гелем, пусть доживет до 1акой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которою они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька».