Стихотворения С.Т. Аксакова

Сергей Тимофеевич Аксаков - талантливый русский писатель XIX века. Он известен прежде всего своими прозаическими произведениями - автобиографическими романами «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», т.н. охотничьей трилогией: «Записки об уженье», «Записки ружейного охотника» и «Рассказы и воспоминания охотника». Однако С.Т. Аксаков был еще и поэтом. Он писал стихи с увлечением и наслаждением в течение всей своей жизни до самой старости. Аксаков переводил стихи зарубежных авторов и свои оригинальные стихи, которые появлялись в печати за его подписью или под псевдонимами. Он писал в разных жанрах: в его творческом наследии есть басня («Три канарейки»), пародия-сатира («Послание к кн. Вяземскому»), элегия («Элегия в новом вкусе»).

Особенно увлеченно С.Т. Аксаков писал стихи в молодости. Тогда он переводил стихами крупные драматические произведения - произведения древнегреческого драматурга Софокла, известного французского писателя Мольера.

Сам Сергей Тимофеевич всерьез не относился к своему поэтическому творчеству. Действительно, по своему художественному значению его стихи уступают поэтическим произведениям замечательных русских поэтов - Пушкина, Лермонтова, Некрасова и др. Но тем не менее они привлекали современников С.Т Аксакова своей простотой и искренностью, с какой выражено в них настроение, душевное состояние лирического героя - самого автора.

Стихи С.Т. Аксаков сочинял по разным поводам - общественным и личным. Некоторые из них носят шуточный характер 160 и вызваны различными событиями в семейной жизни писателя. Многие его стихи носят автобиографический характер, поэтому они так важны для современных читателей. Так, когда С.Т. Аксакову было уже пятьдесят с лишним лет, он задумал купить в Подмосковье дом — стало тяжело ездить в Заволжье, свое имение. В одном из писем Н.В. Гоголю, близкому другу семьи, он пишет: «Намерение мое уехать в Оренбургскую губернию сильно поколебалось, и мы ищем купить деревню около Москвы, но до сих пор не наладим. Я хочу только приятного местоположения и устроенного дома. Мысль, что вы, милый друг, со временем переселяясь на житье в Москву, будете иногда гостить у нас, много украшает в глазах наших наше будущее уединение...» Хлопоты увенчались успехом, и в конце 1843 года

С.Т. Аксаков купил село Абрамцево под Москвой, с богатой и разнообразной природой, прекрасным парком, в середине которого стоял барский дом, обширными лесами вокруг дома и огромным прудом - это то, что было необходимо писателю, заядлому рыболову и охотнику. Поиски подмосковного имения стали темой не только писем С.Т. Аксакова к своим друзьям, но и темой его стихов.

Одно из его стихотворений 1843 года начиналось строками:

Поверьте, больше нет мученья,

Как подмосковную сыскать...

В 1844 году, когда поместье было куплено, он пишет стихотворение:

Вот наконец за все терпенье

Судьба вознаградила нас:

Мы наконец нашли именье

По вкусу нашему как раз.

Прекрасно местоположенье:

Гора над быстрою рекой,

Заслонено от глаз селенье

Зеленой рощею густой.

Стихи С.Т. Аксакова публиковались в различных популярных литературных журналах, таких, как «Русский вестник»,

«Вестник Европы», «Телескоп», «Московский вестник» и др. Интерес представляет отрывок из письма московского почтдиректора А.Я. Булгакова своему брату, жившему в Петербурге, о торжественном обеде, состоявшемся в Английском клубе. В перерывах между тостами приглашенные оперные певцы исполняли куплеты. После торжественного обеда музыка была продолжена, а один из куплетов, по требованию присутствующих, был пропет два раза; после этого пили за здоровье автора слов этих куплетов - им и был С.Т. Аксаков, стихи которого, по словам почт-директора, «весьма недурны».

В поэтическом наследии С.Т. Аксакова есть не только шутливые стихотворения, но и достаточно сильные, - это такие стихотворения, как «Плач духа березы», «17 октября (А.Н. Майкову)» и др.

Стихотворение «Плач духа березы» написан в форме лирического монолога березы, которая тридцать лет стояла на опушке леса, а потом была безжалостно срублена топором человека:

И. старик неутомимый,

За грибами ты пойдешь.

Но березы, столь любимой.

Ты на месте не найдешь.

Поперек твоей тропинки

Свежий труп ее лежит

И, творя себе поминки,

Тихо ветвями шумит.

В стихотворениях С.Т. Аксакова живет природа как живая, в них проявилась любовь писателя к природе, его философия неразрывной связи человека и природы.

В одном из стихотворений он пишет:

Опять дожди, опять туманы,

И листопад, и голый лес,

И потемневшие поляны,

И низкий, серый свод небес.

Опять осенняя погода!

И, мягкой влажности полна,

Мне сердце веселит она:

Люблю я это время года.

Лирический герой Аксакова - человек наблюдательный, зоркий, тонко чувствующий природу, испытывающий радость от общения с ней. Он стремится нроникнуть в волшебный мир природы, в таинство окружающего нас мира. Он считает, что общение с природой очищает душу человека, делает его благороднее, помогает понять и оценить прекрасное.

Есть, однако, примиритель,

Вечно юный и живой,

Чудотворец и целитель, -

Ухожу к нему порой.

Ухожу я в мир природы,

Мир спокойствия, свободы,

В царство рыб и куликов,

На свои родные воды,

На простор степных лугов,

В тень прохладную лесов

И в свои младые годы.

Послание к М.А. Дмитриеву

Стихи С.Т. Аксакова о природе, «при всем свойственном им техническом несовершенстве, — пишет исследователь жизни и творчества С.Т. Аксакова С. Машинский, - обладают... признаками несомненной поэтичности - полнотой чувства, драгоценной непосредственностью, достоверностью лирического тона... они свидетельствуют об определенной поэтической одаренности их автора и дают возможность отчетливее понять истоки того лирического пафоса, который так явственно ощутим в аксаковском эпосе, и прежде всего — в его замечательном цикле произведений, посвященных охоте».

Однако С.Т. Аксаков не был сторонним наблюдателем, тихим любителем природы, каким его часто изображали некоторые критики. В этом отношении интересно стихотворение Аксакова «Стансы». Это стихотворение написано писателем после его отставки в 1832 году. С.Т. Аксакова отстранили от должности цензора. А причиной этому явилось то, что всегда осторожный цензор С.Т. Аксаков разрешил напечатать статью

И.В. Киреевского «Девятнадцатый век», что вызвало подозрение в неблагонадежности автора и замечания в адрес цензора.

С.'Г. Аксаков достаточно резко выразил свое отношение к этому событию, не побоялся открыто и прямо осудить решение царя. При жизни автора стихотворение так и не было опубликовано. Впервые оно было напечатано уже в Советском Союзе, в 1953 году.

Стансы.

К Александру Александровичу Кавелину (Кавелин Александр Александрович - знакомый С.Т. Аксакова, адъютант царя Николая I. один из приближенных лиц свиты), написанные вследствие его письма, в котором он, жспся о моей отставке, говорит, что хотя я искусно притворяюсь, но в оуше не спокоен и что как ни верти, а такая отставка пятно.

Поверь, во мне достало сил

Перенести царя неправость,

А возбуждать людскую жалость

Я не люблю - и не любил.

Спокоен я в душе моей.

К тому не надобно искусства;

Довольно внутреннего чувства.

Сознанья совести моей.

Моих поступков правоты

Не запятнает власть земная,

И честь моя, хоругвь святая,

Сияет блеском чистоты.

Не ангел парь, а человек.

Я не ропщу. Безумен ропот.

Я презираю низкий шопот;

Как был, таким останусь ввек.

Но подлые мои враги

Уж не сотрут клейма презренья,

Клейма общественного мненья

Со лба наемного слуг и.

При чтении этого стихотворения мы видим отважного, честного, принципиального человека, для которого честь превыше всего.

Сам С.Т. Аксаков не считал себя настоящим поэтом, однако, как отмечают критики, его стихи отличаются жизненными сюжетами, тонким ощущением природы, задушевной интонацией, легкостью.