Кто-то очень точно сказал: «Мы все родом из детства». Детские годы, детские впечатления, наблюдения, круг общения обязательно остаются в нашей памяти и потом, уже во взрослой жизни, определяют наш характер, поступки, наши взаимоотношения с другими людьми. «Ребячество с двумя-тремя годами юности, - размышлял русский революционер, писатель, философ века А.И. Герцен, - самая полная, самая изящная, самая наша часть жизни, да чуть ли не самая важная, она незаметно определяет все наше будущее».
Ю.М. Нагибин был убежден в правоте этой мысли. У него есть несколько книг о детстве - рассказы циклов «Чистые пруды», «Лето моего детства», «Переулки моего детства». «Чем больше я пишу о детстве, - говорил писатель, - тем сильнее мне хочется разобраться в пережитом, а не истаивать в бездумно поэтической восторженности. Я наконец-то понял, что прошлое целиком входит в жизнь настоящего... Детство растворено в нашей взрослой крови и заслуживает серьезного разговора, а не сладких слез умиления».
В русской классической литературе есть достаточно много автобиографических произведений - это произведения Л.Н. Толстого, С.Т. Аксакова, Н.Г. Гарина-Михайловского, И.А. Бунина, М. Горького, В.П. Астафьева; некоторые из них мы уже читали, с другими нам предстоит ознакомиться чуть позже.
Критики (И. Гринберг, И. Богатко и др.) отмечали, что из современных писателей Ю.М. Нагибину ближе всего Астафьев, особенно близки «Книга детства» Ю.М. Нагибина и «Последний поклон» В.П. Астафьева. А писать о детских годах, о детях Ю.М. Нагибин стал рано - в одном из первых рассказов «Кнут».
Свои детские годы Юрий Маркович Нагибин вспоминает с теплотой, с благодарностью он вспоминает тех людей, которые были рядом с ним в период его детства, становления его личности, которым он обязан своей жизнью, своей творческой судьбой.
На духовное формирование Ю. Нагибина оказали большое влияние мать, Ксения Алексеевна, и отчим, Я.С. Рыкачев.
Родился Ю.М. Нагибин в семье служащего. В начале 30-х годов родители расстались, мать вышла замуж за Я.С. Рыкачева, писателя, его произведения в свое время были замечены еще М. Горьким. Отчим Ю.М. Нагибина умер в ссылке в 1952 году в г. Кохме.
В том, что он стал писателем, Ю.М. Нагибин, как он сам признавался позже, был обязан своему отчиму. В детство будущий писатель очень увлекался спортом, особенно футболом, играл в команде «Локомотив», н играл так хорошо, что тренер предсказывал Юрию большое спортивное будущее. Однако, как потом напишет Нагибин в своем известном рассказе «Почему я не стал футболистом», увлечение литературой, которое привил ему отчим, взяло верх. В своих статьях, выступлениях, уже будучи известным писателем, Ю.М. Нагибин открыто выражает Я.С. Рыкачеву благодарность за это. «Отчим открыл ему книги великих писателей, - пишет критик И. Богатко, исследователь творчества писателя, - избавил от увлечения дешевым чтивом, долгие годы был его ментором (ментор - наставник, воспитатель. - МЛ'.) в самом подлинном и благородном смысле этого слова. Рыкачев сформировал в пасынке приветливое, открытое восприятие мира, светлое, радостное, при полной трезвости взглядов мироощущение. Перед его памятью, как ни перед чьей другой, склоняется умудренный жизнью и литературным опытом Нагибин».
Мать будущего писателя, Ксения Алексеевна, также была добрым другом и наставником Ю.М. Нагибина. Она сумела привить сыну любовь к людям, к природе, к животным, умение ощутить «драгоценность» каждой секунды. Сильный, волевой и вместе с тем отзывчивый и чуткий человек, Ксения Алексеевна помогала сыну выбрать правильную дорогу в жизни. Она стала прообразом многих женских образов в творчестве еына-писателч Нагибина. «Это ее подлинные слова по - вторяе1 в повести «Павлик» мать героя, Чердынцева. когда сын сообщает ей об эвакуации своего института из Москвы в Казахстан, в Алма-Ату: «Немножко далеко от тех мест, где решаются судьбы Родины и человечества». И Павлик едет в прямо противоположную Алма-Ате сторону, туда, где война...» (И. Богатко).
Был в детстве Ю.М. Нагибина еще один замечательный человек, который оказал на него большое влияние. Это няня Вероня, простая деревенская женщина, но человек с большим и любящим сердцем, преданная семье Нагибина и подрастающему человечку Юре, очень самобытный и интересный человек. Именно ей посвятил слова благодарности ставший широко известным писателем Нагибин в автобиографической книге - «Книге детства». Благодаря Вероне маленький Нагибин, городской житель, узнал и другую жизнь. Вероня познакомила семью Нагибина с многочисленными родственниками, которые нередко гостили у Нагибиных, - семья была очень приветливая, доброжелательная, открытая. Вероня познакомила Нагибиных и со своей матерью, основательницей рода, всеобщей «маманей», которая годами гостила в семье. А весной Вероня увозила маленького Юру в родное село Внуково, недалеко от города Михайлова в Рязанской области, которое прославилось своими знаменитыми Сухо- тинскими садами. Здесь Юра, коренной москвич, приобщался к деревенским делам и заботам, вместе с сельскими ребятишками ходил на рыбалку, в ночное, приобщался к прекрасной природе средней полосы России: любовался закатом и рассветом - что не мог увидеть в большом городе, прекрасной русской природой, ее лесами, садами.
Не менее интересной была жизнь мальчика и в Москве: Нагибин с удовольствием вспоминал «мушкетерство» ребят с Чистых прудов - там родился Юрий Маркович, театры, книги, выставки.
И в городской, и в деревенской жизни Ю.М. Нагибин с детства воспринял уважительное отношение к труду, умелости, мастерству и брезгливое отношение к безделью. С детства он вынес убеждение: «Чем бы ты ни занимался в жизни — занимайся этим профессионально». Так писатель скажет позднее в своем рассказе «Друг дома», в котором рассказывается о поразившем ребенка дяде Володе Великолепном: знающий обо всем понемногу, наделенный множеством талантов, этот человек не сумел реализовать себя в жизни, применить в деле все свои великолепные знания и способности.
Всеми своими человеческими качествами, как сказано и «Киш е детства», Ю.М. Нагибин обязан не только роли гелям, но и таким «охранителям» отрочества», как няня Вероня. «гарантия мирового порядка», с ее тяжелой судьбой и замечательным, душевным и сильным характером; как «дворовая скорая помощь» -- тетя Поля, мудрый и деликатный Данилыч, рабочий, топограф, коммунист с дореволюционным стажем.
В рассказах Ю.М. Нагибина о детстве легко представить городскую жизнь 30-х годов - как жили советские люди в те далекие годы: как жили (перенаселенные коммуналки), как одевались, какие песни пели, во что играли, как зачитывались книгами. С любовью Нагибин запечатлел район своего детства - район Покровки, Чистых прудов, как отмечают исследователи, запечатлел почти топографически четко, и самое главное - в этих автобиографических рассказах писатель перенес детей того предвоенного десятилетия, множество самых разнообразных характеров. Здесь и «друг бесценный Павлик», дерзкий Ленька, преданная Лайма (цикл рассказов «Чистые пруды»), «Для иных это просто улица, бульвар, а для меня - средоточие самого прекрасного, чем было исполнено детство, самого радостного и самого печального, ибо печаль детства тоже прекрасна...», - писал Ю.М. Нагибин.
В этих рассказах автобиографического цикла «Чистые пруды», «Книга детства» писатель с большим мастерством раскрыл мир детства с его радостями, тревогами, проблемами, мир отрочества, с трогательной юношеской дружбой и первыми влюбленностями.