Фет «Ласточки пропали...»

Время написания

Стихотворение написано в 1854 году. Впервые опубликовано в 1855 году в журнале «Современник» под названием «Осень».

Стихотворение изображает картину осенней природы.

Главная мысль (идея)

Изображая наступление осени, поэт передает чувство потери, исчезновения того, что было важно для него: ласточек, весны, ощущения обновления.

Поэтика

Стихотворение принадлежит к пейзажной лирике. Жанр — элегия. Стихотворный размер — трехстопный хорей, система рифмовки — АЬААЬ, с чередованием мужских и женских рифм.

Образы стихотворения яркие, конкретные, живописные: стаи грачей, вереница птиц, кусты перекати-поля. В стихотворении много конкретных деталей, передающих атмосферу поздней осени: ранние сумерки, листопад, резкий порывистый ветер.

Стихотворение построено с помощью зеркальной композиции.

Первая и вторая строфы написаны с ровной интонацией, в ней отсутствуют восклицательные предложения и резкие синтаксические переносы. Использована симметрия синтаксического построения.

Во второй части синтаксическая симметрия строф выражена еще сильнее. Поэт использует ряд строк с синтаксическим переносом («Словно как с испугу / Раскричавшись ...»; «Выйдешь — поневоле / Тяжело...»; «Перекати-поле / Прыгает как мяч»). Появляются паузы внутри строк, увеличивается количество логических ударений, замедляется темп.

Изображение стаи грачей на фоне зари вызывает образ-переживание уходящего времени — используется смысловой параллелизм.

Для поэта важны ассоциативные связи образов: сравнение стаи грачей с сетью — зрительный образ. В то же время важна и ассоциация, связанная со словом «сеть»: в нашем сознании возникает представление о плене, неволе. Эта же тема неволи присутствует и в словах «спится» и «валится», несущих значение принудительности действия.

Фет использует множество звукописных приемов, в том числе ассонансы и аллитерации. Звукописный образ создается путем повторения одинаковых слогов: игра звукосочетаний ла — ал, ра — ар, ра — ал происходит в первых трех строках стихотворения. Звукосочетание ра — ар помогает созданию образа грачей.

И в начале стихотворения происходит игра с согласными с и т в словах «сеть», «лист», «стучит». Фонетическое сочетание ст (ср.: ласточки) повторяется многократно, а дальше усиливается в словах «спится», «валится», «злится», в звучании они сливаются в [ц].

Таким образом «поддержан» образ пропадающих ласточек, слышен издаваемый ими звук, который уже растворен в других словах, он исчезает, но еще присутствует.

В этом стихотворении Фет проявляет себя большим мастером создания поэтического образа, опирающегося на ассоциативное восприятие.