Время написания
Стихотворение написано в 1842 году.
Тема
В стихотворении описывается спящая девушка, созерцание которой вызывает у лирического героя печальные чувства. Тема стихотворения — тоска по исчезающей гармонии.
Главная мысль (идея)
Поэт изображает зыбкие смены настроения героини, обусловленные изменением состояний природы, и «читает» по ним ее душевную историю, он силится понять ту жизнь, которая скрыта от всех — даже от самой героини.
Поэтика
Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — трехстопный анапест, система рифмовки — перекрестная, рифмы мужские.
Один из главных приемов в этом произведении — анафора'.
Повторяемое слово «на заре» рождает образ прекрасной девушки, чистой, как утренняя заря. Повторы используются и в построении следующих строф:
Эпитет «утомительный» (сон) вносит диссонанс в основное настроение, вызывает тревожность. Настроение стихотворения начинает меняться, раскрывая душевную драму героини:
В этой строфе появляется антитеза: безмятежности природной картины противопоставлено душевное смятение героини. В стихотворение вносятся драматические ноты.
Произведение имеет кольцевую композицию: последняя строфа почти повторяет первую. Но они отличаются по тональности: в первой — гармония, нега, прозрачность утра, в последней — красота, надломленная болью:
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
Стихотворение насыщено также лексическими образными средствами: эпитетами (сладко спит, ярко пышет, горяч утомительный сон, ярче играла, билось больней и больней, юная грудь); метафорами (утро дышит, пышет; бегут косы, игру затевала луна), сравнениями (косы лентой бегут). Используется аллитерация (повторение звука «ч»), это помогает передать душевные муки героини, настроить читателя на тревожный лад.