Фет «На заре ты ее не буди...»

 

Время написания

Стихотворение написано в 1842 году.

Тема

В стихотворении описывается спящая девушка, созерцание которой вызывает у лирического героя печальные чувства. Тема стихотворения — тоска по исчезающей гармонии.

Главная мысль (идея)

Поэт изображает зыбкие смены настроения героини, обусловленные изменением состояний природы, и «читает» по ним ее душевную историю, он силится понять ту жизнь, которая скрыта от всех — даже от самой героини.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Стихотворный метр — трехстопный анапест, система рифмовки — перекрестная, рифмы мужские.

Один из главных приемов в этом произведении — анафора'.

Повторяемое слово «на заре» рождает образ прекрасной девушки, чистой, как утренняя заря. Повторы используются и в построении следующих строф:

Эпитет «утомительный» (сон) вносит диссонанс в основное настроение, вызывает тревожность. Настроение стихотворения начинает меняться, раскрывая душевную драму героини:

В этой строфе появляется антитеза: безмятежности природной картины противопоставлено душевное смятение героини. В стихотворение вносятся драматические ноты.

Произведение имеет кольцевую композицию: последняя строфа почти повторяет первую. Но они отличаются по тональности: в первой — гармония, нега, прозрачность утра, в последней — красота, надломленная болью:

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

Стихотворение насыщено также лексическими образными средствами: эпитетами (сладко спит, ярко пышет, горяч утомительный сон, ярче играла, билось больней и больней, юная грудь); метафорами (утро дышит, пышет; бегут косы, игру затевала луна), сравнениями (косы лентой бегут). Используется аллитерация (повторение звука «ч»), это помогает передать душевные муки героини, настроить читателя на тревожный лад.