Время создания
Стихотворение «Пророк» было написано в 1841 году.
Тема
Тема стихотворения — взаимоотношения пророка и «толпы», трагического непонимания людьми свободной творческой личности. Лермонтов размышляет о предназначении поэта.
Главная мысль (идея)
Автор называет пророком поэта, долг которого, как сказано у Пушкина, «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов продолжает пушкинскую тему и рассматривает дальнейший путь избранника, неизменно ведущий к непониманию и отторжению его дара людьми.
Поэтика
Жанр — лирическая исповедь. Стихотворный метр — четырех-и пятистопный ямб. Все строфы, кроме последней, имеют перекрестную рифмовку. В последней строфе поэт использует опоясывающую рифму.
Речь в стихотворении идет о трагической судьбе поэта. Он обречен на одиночество. Пророк несет людям истину, но не понят ими. Его с позором изгоняют в пустыню. Он же остается верен своему предназначению.
Композиционно произведение делится на три части: первая часть — жизнь и деятельность поэта до ухода в пустыню; вторая — поэт в пустыне; третья — гневный финал стихотворения.
В основе стихотворения — антитеза: образу пророка, исполняющего свою миссию разоблачения «злобы и порока» и поучения истине, противопоставлен образ презирающей его толпы, живущей ради иных ценностей: власти, богатства, славы.
«Идейное» противостояние выражено также в построении речи пророка и речи не принимающей его черни. Пророк говорит на другом языке — ярком, торжественном, наполненном библейскими подтекстами:
Посыпал пеплом я главу,
Из города бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи.
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Речь толпы, по сравнению со словами пророка, снижена, порицание пророку звучит как брань:
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
Автор, рисуя образ пророка-поэта, использует устаревшие слова, стараясь соотнести свое произведение со стилем пушкинского «Пророка» («судия», «град», «очи», «каменья», «завет»). Торжественные эпитеты наполняют стихотворение взволнованной интонацией и тайной («чистые ученья», «божья пища», «вечный судия», «шумный град»).
Это стихотворение несет в себе все романтические «приметы»: герой находится в конфликте с миром, он одинок, разочарован и гоним, он знает некую истину, «идеал», о котором не имеет представления «презренная толпа».
Несмотря на сходство темы, тона, лексики, образы пророков в стихотворениях Пушкина и Лермонтова отличаются именно своей «окраской»: в пушкинском «Пророке» нет этого подчеркнутого противопоставления поэта толпе. Им движет любовь не только к истине и идеалу, но и к людям. Лермонтовский пророк изначально настроен на конфронтацию с миром. Он прежде всего романтик.