Русские басни. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру...». На странице 76

1. Что вам известно о М. В. Ломоносове — учёном, поэте, общественном деятеле?

М. В. Ломоносов уникальный человек. Сын холмогорского рыбака: деревенский мальчишка, имеющий необыкновенною тягу к знаниям и отважившийся уйти вслед за обозом в Москву, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Ему это удалось хоть и пришлось скрыть свое истинное происхождение. Несмотря на многочисленные трудности, вскоре он стал одним из лучших учеников и отправлен сначала в Петербургскую академию наук, а.затем в Германию для изучения горного дела. Ломоносов обладал энциклопедическими знаниями, изучил несколько языков, совершил множество открытий в самых различных научных областях: химии, физике, геологии, астрономии, лингвистике, истории. Занимался он и литературным творчеством, сформулировал «теорию трех штилей», разработал жанр оды. Он создал научно-исследовательскую лабораторию и основал Московский университет, который сейчас носит его имя.

2.  Прочитайте внимательно список слов, впервые введённых М. В. Ломоносовым в русскую речь. Определите значение каждого из них. При затруднениях обращайтесь к словарю

  • автограф
  • атмосфера
  • барометр
  • гашеная известь
  • горизонт
  • градусник
  • движение
  • диаметр
  • земная ось
  • квадрат
  • кислород
  • кислота
  • крепкая водка
  • манометр
  • метеорология
  • микроскоп
  • минус
  • наблюдение
  • нелепость
  • оптика
  • опыт
  • периферия полюс магнита поршень
  • предложный падеж предмет
  • преломление лучей
  • равновесие
  • селитра
  • сферический
  • термометр
  • тленность
  • удельный вес
  • упругость
  • формула
  • частицы
  • чертеж
  • явление

Термометр - это прибор для измерения температуры.
Поршень - это подвижной цилиндрический стержень для нагнетания или выкачивания жидкостей, газов, пара:
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления;
манометр - прибор, измеряющий давление жидкости или газа.

3.  Дайте толкования слов: весьма, спорили в жару, очаг. Кто такие Коперник и Птолемей?

  • Весьма - очень
  • спорили в жару - горячо, пылко спорили
  • очаг - огонь, на котором готовят еду, место, где этот огонь разводят.

Коперник - известный астроном и математик, основоположник современной модели мира. Птолемей тоже астроном и астролог, механик и, математик. Коперник создал гелиоцентрическую модель мира (Земля вращается вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы), а Птолемей - геоцентрическую модель мира (утверждал, что Солнце вращается вокруг земли).

4. Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним синонимы из современного языка.

  • В пиру - на праздновании.
  • Круг Солнца - вокруг солнца
  • Слыл - звался
  • О сём - об этом
  • Кругом (в данном употреблении) - вокруг.
  • Не бывав - не бывает
  • Случились (в данном употреблении) встретились
  • Сомненьи - сомнении, неуверенность

5.  Сформулируйте мораль басни.

Мораль басни такова, нет смысла спорить про очевидные вещи.

6. Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?

Ломоносов касается серьезной научной темы в жанре басни, потому что этот жанр позволяет свести воедино персонажей, являющихся представителями противоположных теорий и относящихся к разным столетиям, и через конкретный, частный случай обобщить, сформулировать поучение.

7.  Подготовьте рассуждение по поводу прочитанной басни или чтение по ролям

Басня М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру..» удивительна по своей глубине. Автор приводит в ней спор представителей двух противоположных теорий. Коперника и Птолемея. Птолемей считает, что Солнце вращается вокруг земли. Коперник - что земля вращается вокруг Солнца. Их спор берется разрешить повар, который проводит параллель между небесными телам и обычными предметам. Солнце - очаг, земля - жаркое. И так как очаг не вертится вокруг жаркого, то Солнце не вращается вокруг земли. Законы мироздания, по мнению Ломоносова, просты, разумны и очевидны. Иногда и не требуется каких-то особенных знаний, для того чтобы их понять. И порой, наблюдая за незначительными явлениями, можно постичь большое через малое.