1. Что вам известно о М. В. Ломоносове — учёном, поэте, общественном деятеле?
М. В. Ломоносов уникальный человек. Сын холмогорского рыбака: деревенский мальчишка, имеющий необыкновенною тягу к знаниям и отважившийся уйти вслед за обозом в Москву, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию. Ему это удалось хоть и пришлось скрыть свое истинное происхождение. Несмотря на многочисленные трудности, вскоре он стал одним из лучших учеников и отправлен сначала в Петербургскую академию наук, а.затем в Германию для изучения горного дела. Ломоносов обладал энциклопедическими знаниями, изучил несколько языков, совершил множество открытий в самых различных научных областях: химии, физике, геологии, астрономии, лингвистике, истории. Занимался он и литературным творчеством, сформулировал «теорию трех штилей», разработал жанр оды. Он создал научно-исследовательскую лабораторию и основал Московский университет, который сейчас носит его имя.
2. Прочитайте внимательно список слов, впервые введённых М. В. Ломоносовым в русскую речь. Определите значение каждого из них. При затруднениях обращайтесь к словарю
- автограф
- атмосфера
- барометр
- гашеная известь
- горизонт
- градусник
- движение
- диаметр
- земная ось
- квадрат
- кислород
- кислота
- крепкая водка
- манометр
- метеорология
- микроскоп
- минус
- наблюдение
- нелепость
- оптика
- опыт
- периферия полюс магнита поршень
- предложный падеж предмет
- преломление лучей
- равновесие
- селитра
- сферический
- термометр
- тленность
- удельный вес
- упругость
- формула
- частицы
- чертеж
- явление
Термометр - это прибор для измерения температуры.
Поршень - это подвижной цилиндрический стержень для нагнетания или выкачивания жидкостей, газов, пара:
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления;
манометр - прибор, измеряющий давление жидкости или газа.
3. Дайте толкования слов: весьма, спорили в жару, очаг. Кто такие Коперник и Птолемей?
- Весьма - очень
- спорили в жару - горячо, пылко спорили
- очаг - огонь, на котором готовят еду, место, где этот огонь разводят.
Коперник - известный астроном и математик, основоположник современной модели мира. Птолемей тоже астроном и астролог, механик и, математик. Коперник создал гелиоцентрическую модель мира (Земля вращается вокруг Солнца, как и другие планеты Солнечной системы), а Птолемей - геоцентрическую модель мира (утверждал, что Солнце вращается вокруг земли).
4. Найдите в тексте басни слова, устаревшие по написанию и произношению. Подберите к ним синонимы из современного языка.
- В пиру - на праздновании.
- Круг Солнца - вокруг солнца
- Слыл - звался
- О сём - об этом
- Кругом (в данном употреблении) - вокруг.
- Не бывав - не бывает
- Случились (в данном употреблении) встретились
- Сомненьи - сомнении, неуверенность
5. Сформулируйте мораль басни.
Мораль басни такова, нет смысла спорить про очевидные вещи.
6. Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?
Ломоносов касается серьезной научной темы в жанре басни, потому что этот жанр позволяет свести воедино персонажей, являющихся представителями противоположных теорий и относящихся к разным столетиям, и через конкретный, частный случай обобщить, сформулировать поучение.
7. Подготовьте рассуждение по поводу прочитанной басни или чтение по ролям
Басня М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру..» удивительна по своей глубине. Автор приводит в ней спор представителей двух противоположных теорий. Коперника и Птолемея. Птолемей считает, что Солнце вращается вокруг земли. Коперник - что земля вращается вокруг Солнца. Их спор берется разрешить повар, который проводит параллель между небесными телам и обычными предметам. Солнце - очаг, земля - жаркое. И так как очаг не вертится вокруг жаркого, то Солнце не вращается вокруг земли. Законы мироздания, по мнению Ломоносова, просты, разумны и очевидны. Иногда и не требуется каких-то особенных знаний, для того чтобы их понять. И порой, наблюдая за незначительными явлениями, можно постичь большое через малое.