Шолохов «Судьба человека»

 

Сюжет

Рассказ написан в 1956—1957 годах, напечатан в газете «Правда« в 1957 году. Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему трагическую историю своей жизни. Писатель решил воспроизвести этот рассказ в художественной форме.

Действие происходит первой послевоенной весной. Рассказчик едет в станицу. По дороге он встречает Андрея Соколова, ведущего за руку мальчика лет пяти-шести. В ожидании переправы мужчины разговорились. Новый знакомый рассказывает о своей жизни.

Он уроженец Воронежской губернии. В Гражданскую войну воевал в Красной Армии, затем работал на Кубани. Его отец с матерью и сестрой умерли от голода. Он работал слесарем на заводе в Воронеже. Женился на сироте Ирине. Родился сын, потом две девочки. Семейная жизнь была благополучной. Герой стал работать шофером. Построил небольшой домик, и жили они «не хуже других людей».

Началась война. На третий день Соколова призвали на фронт. Его провожала вся семья. Он запомнил слова жены о том, что они не увидятся больше на этом свете. Тогда Соколов даже рассердился на нее.

В мае сорок второго года он попал в плен. С колонной других пленных Соколов попадает в лагерь — в какое-то село. Их загоняют в разрушенную церковь. Ночью Андрей слышит разговор: один солдат собирается утром выдать своего взводного командира, указав, что тот коммунист. Соколов задушил предателя, возмущенный его подлостью.

Два года Соколов провел в плену. Он работает на каменном карьере. Норма — четыре кубометра в день на душу. Андрей возмутился по этому поводу, и кто-то донес об этом коменданту лагеря Мюллеру. На другой день тот вызвал Соколова к себе. За столом сидело все лагерное начальство. Андрей вел себя достойно, проявив смелость и мужество. Он отказался пить за победу немецкого оружия, хотя ему угрожал расстрел. Его достойное поведение вызвало уважение немцев. За то, что Соколов даже в такой ситуации сохранил человеческую гордость, комендант сохранил ему жизнь. Он награждает его буханкой хлеба и куском сала. Соколов приносит продукты в барак и делится со своими товарищами.

Плен длится еще некоторое время. Андрей возит немецкого инженера в чине майора армии. Его направили в прифронтовую полосу на строительство оборонительных сооружений. В Полоцке он бежал из плена, оглушив майора и привезя его к своим. Соколова направляют в госпиталь. Он пишет письмо домой, но отвечает ему сосед-столяр Иван Тимофеевич, который сообщает, что в июне сорок второго года немцы бомбили авиазавод, и одна бомба попала прямо в его хату. Жена и дочки погибли, а сын ушел на фронт добровольцем.

Соколов отправляется в Воронеж. Он дошел пешком до того места, где когда-то был его дом, но не смог там оставаться и уехал обратно в дивизию.

Его сын Анатолий написал Андрею письмо на фронт. Оказывается, он получил звание капитана, командует батареей, имеет шесть орденов и медали.

Соколов мечтает об окончании войны, о том, как он женит сына, как будет плотничать и нянчить внучат. Но его мечтам не суждено было воплотиться: утром девятого мая, в День Победы, Анатолия убивает немецкий снайпер.

Когда закончилась война, Соколов устроился работать шофером в автороту, возил различные грузы. Однажды он увидел маленького мальчика, оборвыша, который кормился возле чайной. Соколов забрал его с собой, сказав ему, что он — его отец.

Тут появился товарищ рассказчика, и они с Соколовым расстались.

Поэтика, композиция, идея

Жанр произведения — рассказ. Но по наполненности событиями и проблематике его можно назвать микророманом, подобно произведениям А. П. Чехова.

Тема рассказа — героическая судьба русского солдата, на долю которого выпала Великая Отечественная война. Шолохов впервые в рассказе затронул тему солдат, попавших в фашистский плен.

Рассказ имеет четкую композицию и делится на несколько частей: экспозицию, завязку, главную часть — рассказ-исповедь главного героя (в котором также выделяется несколько частей), развязку, концовку.

В экспозиции — картина весеннего половодья. Вокруг буйствует пробуждающаяся природа как знак возрождения жизни после разрушительной войны. Повествователь, «покорясь тишине и одиночеству», чувствует эту силу возрождения. Вдруг он видит мужчину с мальчиком, бредущих ему навстречу. Мы знакомимся с героем рассказа — Андреем Соколовым. Он показан нам через восприятие рассказчика. В портрете героя подчеркиваются его «грубые, черствые», натруженные руки простого человека, а также глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные... неизбывной смертной тоской».

Важно то, как одеты герои: одежда Ванюши гораздо опрятнее, чем одежда Соколова, — герой не обращает внимания на себя, заботясь лишь о сыне.

Далее автор дает слово самому герою: Андрей Соколов рассказывает ему о своей жизни, раскрывая свои душевные переживания.

Этот рассказ — центр произведения. В нем также есть своя внутренняя композиция: завязка, развитие действия, кульминация.

Идет рассказ о нелегкой судьбе человека. После испытаний юности судьба ему улыбается: у него появляется семья, дом. Можно сказать, что это типичная судьба простого человека. Жизнь счастливая — он занимается любимым делом, у него дружная семья, любящая жена, дети. Шолохов подчеркивает, что Соколов — простой русский человек, каких миллионы в России.

Дальнейшие события — поведение героя во время войны, то, как он проявляет себя в плену (не падает духом, сохраняет человеческое достоинство) — убеждают читателя в силе духа этого человека. И в плену, в условиях, когда многие люди теряли свое «человеческое лицо», находились люди, чья сила духа противостояла нечеловеческим испытаниям, подчеркивает писатель.

Даже перед лицом смертельной опасности (кульминационный эпизод беседы героя с лагерфюрером Мюллером) Соколов ведет себя достойно. Его поведение вызывает уважение у врага. Даже немцы уважают несгибаемый характер русского солдата.

Но героя и дальше, после побега из плена, ждут страдания, которые выпали на долю миллионов людей: потеря семьи во время войны. Он остается один — полностью опустошенный, потерявший смысл жизни.

Но автору важно подчеркнуть способность человека к возрождению, к восстановлению жизненных сил: жизнь героя не заканчивается — он становится надеждой и опорой для существа еще более несчастного и слабого. Встреча с сиротой Ванюшей не позволила и самому Соколову погибнуть. Этот мальчик стал для героя сыном, его смыслом жизни.

С помощью различных художественных приемов — портрета, рассказа-исповеди, речевой характеристики — писатель максимально полно раскрывает характер своего героя.

Идея произведения внятная и точная: на долю Андрея Соколова выпали страшные испытания, судьбу его можно назвать трагической, однако его не смогли сломить ни война, ни гибель близких. Он нашел смысл своей жизни в том, чтобы помочь другому человеку.

Название рассказа — «Судьба человека» — подчеркивает гуманистический пафос произведения. Частная история «маленького человека» — это история, типичная для многих людей, вынесших на своих плечах тяготы войны и отстоявших родину.