Время и история создания
Рассказ «Матренин двор» был опубликован в журнале «Новый мир» в январе 1963 года. Авторское название было другим — «Не стоит село без праведника», но оно было изменено по требованию редакции.
Солженицын писал это произведение с августа по декабрь 1959 года. Рассказ два года лежал в редакции «Нового мира», поскольку редактор журнала Твардовский сомневался в возможности публикации.
Твардовский решился на публикацию этого рассказа после успеха первого напечатанного в «Новом мире» произведения Солженицына — повести «Один день Ивана Денисовича».
«Матренин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась излишне пессимистичной, не соответствующей принципам социалистического реализма.
«Матренин двор» стал первым напечатанным произведением Александра Солженицына во время перестройки в 1989 году после долгого запрета на публикацию произведений писателя.
Сюжет
Время и география в рассказе точны. Лето 1956 года. Сто восемьдесят четвертый километр от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань. С поезда сходит пассажир-рассказчик. Он воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере. Судьба его напоминает судьбу самого Солженицына. Герой мечтает работать учителем где-нибудь в глубине России, подальше от больших городов. Он поселяется в одной из деревень под названием Тальново. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева, или просто Матрена.
Именно судьба Матрены — главное содержание рассказа. Сама героиня не считает ее интересной для «культурного» человека, но иногда по вечерам рассказывает о себе постояльцу. Услышанное завораживает и в то же время ошеломляет его. Он понимает, что это не просто частная жизнь какой-то безграмотной женщины, живущей в глубине России. Герой видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены.
История Матрены такова: муж пропал без вести в начале войны. Ее семейная жизнь сложилась, как считает Матрена, — он любил и не бил ее, как другие деревенские мужья своих жен. Но Матрена не любила его, поскольку прежде у нее был другой жених: она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Тот ушел на фронт в Первую мировую войну и тоже пропал без вести. Матрена ждала его, но вышла замуж за младшего брата — Ефима, так как его семья на этом настаивала. Далее события разворачивались драматично: внезапно вернулся Фаддей, бывший, как оказалось, в венгерском плену. Он даже хотел зарубить своего соперника-обидчика топором, но не сделал этого, потому что тот был ему братом. Фаддей подыскивает себе новую невесту с тем же именем — так он любил Матрену. Дети Матрены, едва родившись, умирали. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены», которая родила Фаддею шестерых детей, — Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в другой поселок.
Из-за того, что Бог забирал у нее детей, Матрена решила вслед за пересудами деревни, что она «порченая»,
Матрена всю жизнь постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. Рассказчика поражает огромная внутренняя сила, которая есть в этой женщине. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, с которой не могут справиться мужчины, — возникает как бы напоминание о некрасовском образе русской женщины.
Именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля — такой вывод делает рассказчик, услышав историю Матрены и поняв ее нехитрую жизнь. Но его совсем не радует это открытие: поскольку, если Россия держится только на самоотверженных старухах, у нее не может быть будущего.
Конец рассказа трагический. Матрена помогает Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной приемной дочери Кире: Фаддею не терпится, он не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Матрена погибает. Родственники хоронят Матрену. Но они плачут о ней неискренне, по обязанности, а на самом деле думают только о разделе Матрениного имущества. А Фаддей, ставший косвенной причиной ее гибели, даже не приходит на поминки Матрены.
Поэтика, композиция, идея
Композиция рассказа проста и сложна одновременно, поскольку в рассказе присутствуют два взгляда на описываемые события: самой Матрены и рассказчика. Соответственно в них проявляются и две различные оценки событий.
Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50—60-х годов суровый и жесткий. Он правдив, хотя и беспощаден. Способы изображения этой правды скупы, но выразительны. Особенную роль играют детали, подмеченные автором. Они красноречивее длинных рассуждений. «Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой, ею
откармливали свиней и мешками брали)». Эти описания жизни деревни («Облетели листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся») настолько противоречили официальному бодрому тону статей о деревне, что редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. То есть события в рассказе переносились во времена до хрущевской «оттепели». Это было сделано в надежде пробить публикацию нового произведения Солженицына.
Взгляд героини рассказа, в котором много покорности и отсутствует осуждение кого бы то ни было, контрастирует со взглядом рассказчика. Жизнь Матрены — сплошные потери: разбитая любовь, смерть шестерых детей, утрата мужа на войне, адский труд в деревне, болезни. Матрена рассказывает о своей судьбе не сразу, а постепенно. Ее речь безоценочна. Она смиренно принимает все, что выпало ей на долю. После всех испытаний она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе сердце, чувство радости и жалости к другим. Это поражает автора и читателя вслед за ним.
Для автора в судьбе Матрены отражена трагедия деревенской русской женщины. «Потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью, она живет убого, бедно, одиноко. Родные редко появляются в ее доме, опасаясь, что Матрена будет просить у них помощи. Все пользуются Матрениной добротой и простодушием, при этом дружно осуждают ее за это.
Автор скуп в описании героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.
Основной прием, на котором строится рассказ, — детализация. Из мелких и вроде бы незначительных деталей выстраивается в рассказе особый объемный мир. Он приобретает символическое звучание. Этот мир — Россия. Нельзя с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но читатель понимает, что в облике этой деревни явлена вся Россия. Писатель создает единый художественный образ, соединяя общее и частное.
Мир, в котором живет героиня, вещи, ее окружающие, — как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. В этом мире все огранично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Живыми существами мира Матрены выступают даже ее любимые фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».
Особенную роль играет язык повествования. Писатель подчеркивает то, как говорит героиня, поскольку Матрена не только носитель нравственных ценностей, но и живой русской речи, языка яркого, самобытного.
Автор подчеркивает: смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрена. Она устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрена умирает, и «погибает» вся деревня: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».