Время и история создания
Пьеса Уильяма Шекспира в пяти актах «Трагическая история о Гамлете, принце датском» или просто «Гамлет» написана в 1600—1601 годах.
Трагедия основана на легенде о датском правителе по имени Амлетус, записанной датским летописцем Саксоном Грамматиком, и посвящена прежде всего мести — в ней главный герой ищет отмщения смерти своего отца. Сюжет пьесы заимствован Шекспиром из пьесы Томаса Кида о принце Гамлете.
Сюжет
Перед замком в Эльсиноре появляются офицеры, несущие стражу. К ним позднее присоединяется Горацио, друг Гамлета, принца Датского. Он пришел удостовериться в рассказе о ночном появлении призрака, схожего с датским королем, недавно умершим. В полночь грозный призрак появляется. Горацио рассказывает о ночном видении принцу Гамлету. Скорбь Гамлета усугубляет то, что мать вскоре после смерти отца вышла замуж за его брата. Она, «башмаков не износив, в которых шла за гробом», бросилась в объятия человека недостойного.
Призрак отца Гамлета поведал о страшном злодеянии: когда король мирно отдыхал в саду, его брат влил ему в ухо смертельный сок белены. Призрак просит Гамлета отомстить за него.
Гамлет клянется отомстить за отца. Он просит друзей хранить в тайне эту встречу и не удивляться странности его поведения. С этой минуты его жизнь переворачивается: он должен «соединить суставы вывихнутого века».
Вельможа Полоний отправляет своего сына Лаэрта на учебу в Париж. Тот дает свои братские наставления сестре Офелии, остерегает ее от любви Гамлета. Отец также запрещает ей проводить время с Гамлетом. Офелия рассказывает отцу, что Гамлет как будто не в себе. Полоний решает, что он «безумен от любви».
Король обеспокоен поведением Гамлета. Он просит Розенкранца и Гильдестерна, друзей Гамлета, выведать у принца его тайну. Они безуспешно пытаются выведать тайну принца: он понимает, что они подосланы королем.
Приехали актеры, столичные трагики, и Гамлету приходит в голову мысль использовать актеров, чтобы убедиться в виновности короля. Он договаривается, что они будут играть пьесу о гибели Приама, в которую он вставит два-три стиха своего сочинения.
Король расспрашивает Розенкранца и Гильдестерна об успехе их миссии. Они признаются: «Расспрашивать себя он не дает и с хитростью безумства ускользает...»
Гамлет размышляет о том, как ему поступить. Он произносит монолог: «Быть или не быть...». Один из вопросов, который он пытается разрешить: почему мы так держимся за жизнь, в которой «глумленье века, гнет сильного, насмешка гордеца»? И сам отвечает:
Страх чего-то после смерти —
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам — смущает волю.
Полоний подсылает Офелию к Гамлету. Гамлет понимает, что их подслушивают и что Офелия служит орудием в игре короля и отца. Он разыгрывает роль сумасшедшего, дает ей совет идти в монастырь.
Начинается представление. Гамлет по ходу пьесы ее комментирует. Во время сцены убийства король не может пересилить своих чувств: он разоблачен. Начинается переполох. Игру актеров прекращают. Гамлет и Горацио убеждены в преступлении короля — он выдал себя с головой.
Полоний зовет Гамлета к матери — королеве. Короля терзает нечистая совесть. Но он уже совершил преступление, «грудь его чернее смерти». Он встает на колени, молится. Гамлет, идя в покои матери, видит молящегося короля, но не хочет убивать его во время молитвы.
Полоний прячется за ковром в покоях королевы, чтобы подслушать разговор Гамлета с матерью. Королева страдает от упреков сына. Полоний обнаруживает себя за ковром, Гамлет с криком «Крыса, крыса», пронзает его шпагой, думая, что это король. Королева умоляет Гамлета о пощаде:
Ты мне глаза направил прямо в душу,
И в ней я вижу столько черных пятен,
Что их ничем не вывести...
Появляется призрак, который требует пощадить королеву.
Король решает немедленно отправить Гамлета в Англию в сопровождении Розенкранца и Гильдестерна, которым будет вручено тайное письмо Британцу об умерщвлении Гамлета.
Узнав о гибели отца, из Парижа возвращается Лаэрт. Офелия под бременем горя сошла с ума. Лаэрт жаждет мести. Король направляет гнев Лаэрта на Гамлета. Гонец приносит королю письмо, в котором Гамлет сообщает о своем возвращении.
Король предлагает устроить поединок между Лаэртом и Гамлетом. А чтоб убийство состоялось наверняка, конец шпаги Лаэрта предлагает смазать смертельным ядом. Тот согласен.
Сообщают о гибели Офелии: она «старалась по ветвям развесить свои венки, коварный сук сломался, она упала в рыдающий поток».
Сцена на кладбище. Двое могильщиков роют могилу. Появляются Гамлет и Горацио. Гамлет рассуждает: «Александр умер, Александра похоронили, Александр превращается в прах; прах есть земля; из земли делают глину; и почему этой глиной, в которую он обратился, не могут заткнуть пивную бочку?»
Приближается похоронная процессия. Хоронят Офелию. Лаэрт прыгает в могилу и просит закопать его вместе с сестрой, фальшивой ноты не выносит Гамлет. Между ними возникает конфликт. Гамлет говорит:
Ее любил я; сорок тысяч братьев всем множеством своей любви со мною не уравнялись бы.
Король их разнимает. Его не устраивает непредсказуемый поединок. Гамлет рассказывает Горацио, что ему удалось прочесть письмо короля, в котором содержалась просьба немедленно казнить Гамлета. Он подменил письмо, в котором написал: «Подателей немедля умертвить» — Розенкранц и Гильдестерн плывут навстречу своей гибели.
Гамлет готов к мщению.
Приближенный короля сообщает о том, что король побился об заклад, что Гамлет победит Лаэрта в поединке. Гамлет соглашается на поединок. Перед поединком он просит извинения у Лаэрта.
Король ставит кубок с отравленным вином, чтоб дать его Гамлету, когда тот захочет пить. Лаэрт ранит Гамлета, они меняются рапирами, Гамлет ранит Лаэрта. Королева выпивает отравленное вино за победу Гамлета. Король не успевает ее остановить. Королева умирает, но успевает сказать: «О, Гамлет мой, — питье! Я отравилась». Лаэрт, умирая, признается Гамлету в предательстве: «Король, король виновен...»
Гамлет отравленным клинком поражает короля. И умирает сам. Горацио хочет допить отравленное вино, чтобы последовать за принцем. Но умирающий Гамлет просит:
Дыши в суровом мире, чтоб мою Поведать повесть.
Горацио сообщает Фортинбрасу и английским послам о произошедшей трагедии.
Поэтика, композиция, идея
Жанр произведения — высокая трагедия.
В произведении изображена судьба человека в обществе, полном жестокости и эгоизма. Главный герой трагедий вступает в конфликт с миром, проходит через жестокие испытания, испытывает тяжелые мучения и неизбежно гибнет. Действие трагедии отражает исторические, социальные конфликты, охватывает многие явления жизни. В основе конфликтов трагедий Шекспира лежит концепция самодостаточности человека.
«Гамлет, принц Датский» — не просто история мести сына за убийство отца, а трагедия постепенного осознания степени зла, лживости, дисгармонии и несвободы в мире и понимание героем тяжести взятого на себя бремени.
Шекспир изобразил исключительное злодейство — брат убил брата. Гамлет воспринимает этот факт как одно из выражений того, что зло стало повсеместным и пустило глубокие корни в обществе. Он говорит Полонию: «Быть честным при том, каков этот мир, — это значит быть человеком, выуженным из десятка тысяч».
Изображение главного героя произведения психологично. Это сильный и противоречивый образ. В его решении можно увидеть принципы реализма эпохи Возрождения. Гамлет — сын своего века, провозгласивший идеи свободы. Он человек нового времени, его сила и оружие — мысль, она же источник его не-
счастий. Гамлет по натуре мечтатель и философ, гуманный человек, но по жизненному назначению — мститель, окруженный врагами. Трагедия этого героя в том, что он увидел ужасные стороны жизни — коварство, измену и убийство. Гамлет утратил веру в людей, в любовь, а жизнь потеряла для него ценность. Притворяться и приспосабливаться к миру зла он не мог, а как бороться и победить его, он не знал. Отчаяние приводит его к необходимости действовать. Перед героем — трагический выбор. Гамлет должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним.
На наших глазах он убивает Полония, отправляет на верную смерть Розенкранца и Гильденстерна, побеждает в поединке Лаэрта и убивает Клавдия. Косвенно Гамлет является виновником безумия и смерти Офелии.
Но все же наиболее трагичны в этом не внешние события, а душевные переживания героя. Гамлет раздираем мучительнейшими противоречиями. Он вынужден утверждать добро, пользуясь оружием зла. Он страдает муками всего человечества. Гамлет — совесть своего века и всякого другого века, когда противоречия жизни становятся невыносимы.
Мучительные колебания Гамлета — высшая точка трагедии. Шекспир показывает, что трагична не только действительность, в которой так могущественно зло, но трагично и то, что эта действительность может привести прекрасного человека, каким является Гамлет, в почти безысходное состояние.
Бессмертие трагедии Шекспира «Гамлет» в том, что вопросы жизни и смерти, чести и справедливости — это вопросы вне времени. С одной стороны, его персонажи мыслят и чувствуют соответственно тому времени, в котором живут, но они отчаянно пытаются вырваться из темницы собственных ограничений. Они желают быть выше обстоятельств и условий. В этой пьесе Шекспира ярко отразились принципы гуманизма эпохи Возрождения.
Сильный удар наносится порокам, когда они выставляются на всеобщее посмеяние. Порицание легко переносят, но насмешку далеко не так. Никто не хочет быть смешным.