Волшебная сказка «Марья Моревна»

Время написания

Сказка «Марья Моревна», как и все волшебные сказки, слагалась народом в период архаического периода его истории.

Тема и сюжет

Сюжет сказки «Марья Моревна» типичен для волшебной сказки. В сказке рассказывается о нескольких «этапах» жизни Ивана-царевича: в первой части сказки повествуется о том, как после смерти родителей, оставшись старшим в семье, Иван-царевич выдает замуж сестер за Сокола, Орла и Ворона. Следующий сюжет — женитьба Ивана-царевича на деве-воительнице Марье Моревне, прекрасной королевне. После нарушения ее запрета Иван-царевич утрачивает возлюбленную, которую похищает освобожденный им Кощей Бессмертный. В поисках и попытках освобождения Марьи Моревны герой проходит испытания, в том числе и смертью. Шурины оживляют его с помощью волшебных атрибутов — мертвой и живой воды. Пройдя испытания, предложенные Бабой Ягой, воспользовавшись «помощниками», Иван-царевич побеждает своего противника и освобождает возлюбленную.

Главная мысль (идея)

Герой сказки, совершив опрометчивый поступок — нарушив запрет, проходит сложные испытания и побеждает своего противника. Он проявляет доброту и благородство, силу и упорство, именно это и помогает ему преодолеть враждебные силы и одержать победу над ними. Добро в сказке побеждает

Поэтика

Жанр — народная волшебная сказка.

В основе сюжета волшебной сказки, как правило, находится повествование о преодолении препятствий при помощи чудесных средств или волшебных помощников. Таким образом, структура сказки имеет характер инициации — это исследуется в работе академика В. Я. Проппа «Исторические корни волшебной сказки».

Волшебная сказка «Марья Моревна» имеет сложную композицию, в которой есть экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка.

Развитие сюжета сказки строится на поиске героем потерянной возлюбленной. В экспозиции сказки присутствуют традиционно два поколения: старшее (царь с царицей) и младшее — Иван-царевич с сестрами. В этой части волшебной сказки часто присутствует мотив «ухода» старшего поколения. В сказке «Марья Моревна» этот мотив имеет усиленную форму — смерть родителей. В этой же части рассказывается, как герой отдает сестер замуж. Женихами оказываются Сокол, Орел и Ворон — в этом проявляются глубокие исторические истоки сказки (упоминание об эпохе тотемизма).

Встреча героя с Марьей Моревной — девой-воительницей (в образе которой слышны отголоски эпохи матриархата) — является «проходным» эпизодом в этой сказке, толчком для дальнейшего развития событий.

Завязка сказки состоит в том, что Иван-царевич нарушает запрет жены (открывает тайную дверь, за которой находится Кощей Бессмертный). За этим, как обычно в волшебной сказке, следует беда: похищение Кощеем Марьи Моревны. В этот момент начинается противодействие. Иван-царевич совершает несколько попыток похищения жены, погибает от рук Кощея, его оживляют шурины, пришедшие на помощь, увидев, что волшебные предметы, оставленные им героем (серебряные ложка, вилка, табакерка), потускнели. В этом эпизоде присутствует магия по смежности.

Важную роль в волшебной сказке играет обращение героя к Бабе Яге, выполнение ее задач с помощью животных-«помощников», к которым герой проявляет доброту, и обретение магического атрибута (в этой сказке — волшебного коня), помогающего герою победить врага.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее.

Развязка — это обретение потери. Герой в конце «воцаряется» — приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В сказке «Марья Моревна» Иван-царевич становится владыкой двух царств — своего и жены.

Также герои волшебной сказки имеют свои закрепленные роли (наборы функций).

Функции распределяются среди персонажей:

  • антагониста (вредителя) — Кощей Бессмертный,
  • дарителя — Баба Яга,
  • помощника — львица, пчелиная матка, птица,
  • царевны — Марья Моревна,
  • героя — Иван-царевич.

Волшебная сказка имеет свою специфическую поэтику. Тексты строятся с помощью традиционных клише:

1. Сказочные формулы (ритмизованные прозаические куски типа):

  • «Жили-были...», «В некотором царстве, в некотором государстве...» — сказочные инициалы, зачины;
  • «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
  • «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало» — сказочная концовка, финал.

2.     «Общие места» (кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды):

  • приход Ивана-царевича к Бабе Яге,
  • клишированное описание портрета — «Баба Яга, костяная нога»;
  • клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом» и т. д.;
  • постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец» и др.

В сказке «Марья Моревна», как во всех волшебных сказках, присутствуют также волшебные предметы, обязательна троичность (действий, поступков, персонажей), ретардация (замедление действия путем введения дополнительных героев, повторов) и другие черты, присущие народной волшебной сказке.