Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение

Гипербола. Аллегория

Понятие

Формулировка

Пример

Эпитет

Художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п.

Эпитет может быть выражен прилагательным, наречием, деепричастием, числительным. Нередко эпитет имеет метафорический характер. Метафорические эпитеты выделяют свойства предмета особым способом: они переносят одно из значений какого-то слова на другое слово на основе того, что у этих слов есть общий признак: брови соболиные, горячее сердце, веселый ветер, т. е. метафорический эпитет использует переносное значение слова

Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо...

А. А. Блок

Метафора

Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются.

Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой.

А. С. Пушкин

Дождь идет, время бежит, стрелка часов, град пуль, говор волн, заря жизни, ножка стола, заря пылает;

Понятие

Формулировка

Пример

Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Разновидности метафоры:

1. Лексическая, или стертая метафора, в которой прямое значение полностью уничтожено.

2. Простая метафора — построенная на сближении предметов по одному какому- либо общему признаку.

3. Реализованная метафора — буквальное понимание значений слов, составляющих метафору, акцентирование прямых значений слов

4. Развернутая

метафора — распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение

Да на вас же лица нет — на вас только рубашка и брюки.

С. Соколов

Он долго не мог уснуть: оставшаяся шелуха слов засоряла и мучила мозг, колола в висках, никак нельзя было от нее избавиться.

В. В. Набоков

Сравнение

Изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения

Полны добра перед итогом

года,

Как яблоки антоновские, дни.

А. Т. Твардовский

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей.

«Тысячу раз», «целая вечность », « бесценный »; у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире»

Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание!

Понятие

Формулировка

Пример

Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении.

В поэтической речи гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п.

Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу.

Н. В. Гоголь «Вий»

Аллегория

Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов:

1. Смыслового — это какое- либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его.

2. Образно-предметного — это конкретный предмет, существо, изображенное

в художественном произведении

и представляющее названное понятие или явление (от греч. говорю) — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств

Изображение сердца —

аллегория любви;

в баснях и сказках

заяц — аллегория трусости,

лиса — хитрости,

лев — власти

Олицетворение

Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать

О чем ты воешь, ветер

ночной,

О чем так сетуешь безумно?

Ф. И. Тютчев

Понятие

Формулировка

Пример

Аллитерация

Повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой.

А. С. Пушкин

Антитеза

Стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию или общая на них точка зрения

Я царь — я раб, я червь — я бог!

Г. Р. Державин

Они сошлись.

Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны

меж собой.

А. С. Пушкин