Гипербола. Аллегория
Понятие |
Формулировка |
Пример |
Эпитет |
Художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т. п. Эпитет может быть выражен прилагательным, наречием, деепричастием, числительным. Нередко эпитет имеет метафорический характер. Метафорические эпитеты выделяют свойства предмета особым способом: они переносят одно из значений какого-то слова на другое слово на основе того, что у этих слов есть общий признак: брови соболиные, горячее сердце, веселый ветер, т. е. метафорический эпитет использует переносное значение слова |
Я послал тебе черную розу в бокале А. А. Блок |
Метафора |
Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются. |
Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. А. С. Пушкин Дождь идет, время бежит, стрелка часов, град пуль, говор волн, заря жизни, ножка стола, заря пылает; |
Понятие |
Формулировка |
Пример |
Метафора повышает точность поэтической речи и ее эмоциональную выразительность. Разновидностью метафоры является олицетворение. Разновидности метафоры: 1. Лексическая, или стертая метафора, в которой прямое значение полностью уничтожено. 2. Простая метафора — построенная на сближении предметов по одному какому- либо общему признаку. 3. Реализованная метафора — буквальное понимание значений слов, составляющих метафору, акцентирование прямых значений слов 4. Развернутая метафора — распространение метафорического образа на несколько фраз или на все произведение |
Да на вас же лица нет — на вас только рубашка и брюки. С. Соколов Он долго не мог уснуть: оставшаяся шелуха слов засоряла и мучила мозг, колола в висках, никак нельзя было от нее избавиться. В. В. Набоков |
|
Сравнение |
Изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения |
Полны добра перед итогом года, Как яблоки антоновские, дни. А. Т. Твардовский |
Гипербола |
Средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении; образное выражение, заключающееся в непомерном преувеличении событий, чувств, силы, значения, размера изображаемого явления; внешне эффектная форма подачи изображаемого. Может быть идеализирующей и уничижающей. |
«Тысячу раз», «целая вечность », « бесценный »; у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире» Слышишь ли, как у ног твоих собрался весь мир и, потрясая копьями, слился в одно восклицание! |
Понятие |
Формулировка |
Пример |
Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении. В поэтической речи гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, образуя гиперболические метафоры, сравнения, олицетворения и т. п. |
Рубины уст ее, казалось, прикипали кровию к самому сердцу. Н. В. Гоголь «Вий» |
|
Аллегория |
Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств. Аллегория состоит из двух элементов: 1. Смыслового — это какое- либо понятие или явление (мудрость, хитрость, доброта, детство, природа и др.), которое стремится изобразить автор, не называя его. 2. Образно-предметного — это конкретный предмет, существо, изображенное в художественном произведении и представляющее названное понятие или явление (от греч. говорю) — иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств |
Изображение сердца — аллегория любви; в баснях и сказках заяц — аллегория трусости, лиса — хитрости, лев — власти |
Олицетворение |
Изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать |
О чем ты воешь, ветер ночной, О чем так сетуешь безумно? Ф. И. Тютчев |
Понятие |
Формулировка |
Пример |
Аллитерация |
Повторение в стихотворной речи (реже — в прозе) одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи; один из видов звукописи |
Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой. А. С. Пушкин |
Антитеза |
Стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов. Существенным условием антитезы является соподчинение противоположностей объединяющему их общему понятию или общая на них точка зрения |
Я царь — я раб, я червь — я бог! Г. Р. Державин Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой. А. С. Пушкин |