«Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина

В творчестве писателя Юрия Марковича Нагибина есть большой цикл рассказов, признанный одним из лучших, т.н. охотничьи рассказы. Связаны рассказы ь основном с Мещерским краем, а толчком к их написанию явилось длительное и страстное увлечение писателя охотой. В этих рассказах отразились и детские впечатления писателя, знание им деревенской жизни.

За десять лет Ю.М. Нагибиным было написано и издано около двадцати рассказов этого цикла.

Как замечает Ирина Богатко, давно занимающаяся творчеством Юрия Марковича Нагибина, «и в нашей, и в зарубежной критике цикл пот назвали «Записками охотника» двадцатою века». указывая этим самым на адрес традиции».

Действительно, близость цикла Ю.М. Нагибина и «Записок охотника» Н.С. Тургенева несомненна, главным героем циклов рассказов писателей является человек с ружьем, который, охотясь, путешествуя, наблюдая за природой, встречается со многими людьми и внимательно к ним присматриваемся. В произведениях Нагибина не всегда, как у Тургенева, рассказ ведется от первою лица, но всегда в лирическом герое мы видим автора произведения.

В рассказах действуют одни и те же персонажи – егерь Анатолий Иванович, так же как и Ермолай, с которым охотится Тургенев, часто сопровождает героя рассказов К). Нагибина.

И еще одно важное сходство можно заметить в рассказах русского классика И.С. Тургенева и писателя XX века Ю.М. Нагибина. Природа у них не просто фон, на котором действуют герои. Пейзаж незримыми нитями связан с идеей рассказа.

Главной проблемой «охотничьих рассказов» Ю.М. Нагибина является проблема «человек и природа». Писатель интересуется прежде всего нравственной стороной этой проблемы. «Поведение человека на природе во многом определяет его поведение и среди людей», - убежден любимый герой Нагибина. егерь Анатолий Иванович, выражая убеждение самого автора рассказов.

В рассказе «Когда утки в поре» Ю.М. Нагибин пишет: «Природа мстит... за всякое бездумно-грубое вторжение в ее бытие, такое, казалось бы, простое и вместе с тем сложное, таинственное, приоткрывающее себя лишь бережному, терпеливому, пристальному и смиренному взгляду».

В рассказе «В распутицу» писатель передает диалог старою деда-охотника с молодым охотником: «На наш век дичи хватит». - настаивает упрямый заскорузлый дед. И ему резонно отвечает молодой охотник: «На твой век, конешное дело, хватит, а вот что детям моим останется? Нет, я на это не согласный!»

В словах молодого парня звучит голос автора, его уверенность в том, что нужно бережно сохранять природу, чтобы жизнь продолжалась на земле.

В рассказах «Подсадная утка», «Молодожен», «Разговор», «Последняя охота», «Погоня» Ю.М. Нагибин с большой симпатией пишет о жителях Мещерского края, об их духовной чистоте, внимательности к окружающему миру и людям, воспитанной тесным общением с природой.

Персонажи «охотничьих рассказов» писателя «всегда оказываются на природе и по делу. Они либо охотятся, либо рыбачат, либо собирают грибы, либо имеют какую иную конкретную цель. Они... не участники пикников и не праздные гуляки... Участием в каком-то деле определяется внимание к подробностям жизни природы, знание ее. У Нагибина никогда нет дерева вообще, птицы вообще, зверя вообще», - пишет Ирина Богатко.

И критик приводит фрагменты из разных рассказов Нагибина в подтверждение своей мысли. Эти «зарисовки природы», сделанные писателем, позволяют представить его манеру письма, выразительность языка, внимательное отношение к природе.

«Весна пела тут во весь голос. Токовали тетерева, щелкали соловьи, посвистывали синицы, надрывались перепела. Они были самыми неистовыми в этом любовном хоре. Как чист и громок был перепелиный голос, если, долетая сюда издалека, с прошлогоднего жнивья, он звучал будто над самым ухом...» (рассказ «Когда утки в поре»),

«Вдруг словно разорвалась смутно-зеленая ткань, лес распахнулся опушкой, а впереди возникло что-то огненно-рыжее, как шерсть лисицы. Вначале это огненно-рыжее было совсем близко, затем отдалилось, освободив место другим многочисленным, более тихим краскам. Краски оконтурились, стали пахотой, картофельным полем, плетнем, крышами изб, тополями, полоской реки, а рыжее - кустом рябины с рано опаленными осенью гроздьями, что росла в его, Дедка, огороде...» («Последняя охота»).

В рассказе Ю. Нагибина «Последняя охота» раскрывается единство человека с природой, значение этой связи. «Эта великодушная природа, - пишет И. Богатко, - подсылая чирка дряхлому Дедку, помогает ему почувствовать себя на исходе тем славным охотником, каким он был в крепкую пору жизни».

«Чирок лежал на его ладони, свесив голову и полузакрыв голубоватой пленкой мертвые, не отражающие света глаза; его светлая грудка выгибалась крутым горбиком, а плоская спинка отдавала в ладонь Дедка уходящее тепло жизни. И Дедок почувствовал острую, до слез, нежность и щемящую благодарность к маленькому, быстрому, как молния, летуну, отдававшему свою жизнь, чтоб продлилась затихающая жизнь старого охотника».

Писатель видит, чувствует щедрость и доброту природы, она отдает человеку все. Из природы пришло к Дедку чувство гармонии и понимание того, что «надо подтолкнуть людей на что-то хорощее» (рассказ «Новый дом»),

В большей части «охотничьих рассказов» К). Нагибина действует, живет егерь Анатолий Иванович, образ которого автор писал с натуры.

«Серьезный, прохладноватый, никогда не теряющий чувства собственного достоинства, инвалид войны, ловкий, умелый, совестливый охотник» - таков Анатолий Иванович, о котором с большой теплотой пишет Нагибин. Он беззаветно любит свое дело - дело егеря, умеет учить других ему; он пишет стихи и только сожалеет, что так поздно пришло к нему это желание и умение выразить в стихах свое поэтическое ощущение мира.

Кроме егеря Анатолия Ивановича в «охотничьих рассказах» «живет» множество и других героев. К некоторым из них писатель относится с нескрываемой симпатией, как и к Анатолию Ивановичу, - это колхозный шофер Петрак, свояк егеря, трудолюбивый, честный, душевный человек; эго и сторож охотничьего домика Матвеич (рассказ «На тетеревов»), задиристый, жизнерадостный, артистичный и лукавый. К другим - не скрывает своего резко критического отношения. Таков егерь Толмачев в рассказе «На тетеревов» - холодный, эгоистичный; молодой парень из рассказа «Обормот», Семка - браконьер из рассказа «Погоня».

«Охотничьи рассказы» Ю.М. Нагибина привлекают своим добрым отношением к людям и к окружающему миру, живыми, выразительными зарисовками природы, легким, простым и в то же время образным языком.