«Житие Александра Невского» - великий памятник литературы Древней Руси

«Житие Александра Невского» - один из великих памятников древнерусской литературы.

Литература Древней Руси - предшественница классической русской литературы ХУН-ХХ вв. Это одна из самых древних литератур Европы - древнее, чем французская, английская, немецкая. Ее истоки исследователи относят к X веку.

В древнерусской литературе, пишет известнейший исследователь культуры и литературы Древней Руси Дмитрий Сергеевич Лихачев, «не было ни Шекспира, ни Данте. Это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов... И тем не менее эта литература поражает нас своей монументальностью и величием целого».

Великой и своеобразной называют ученые культуру Древней Руси (Д.С. Лихачев, О.В. Творогов и др.). В ней тесно переплелись изобразительное искусство и литература, гуманистическая культура и материальная, широкие международные связи и резко выраженное национальное своеобразие.

В эпоху Древней Руси рукописи дарились и переходили не только за пределы княжеств, но и за пределы страны, - их перевозили из Болгарии на Русь, из Руси в Сербию и т. д. Артели мастеров-зодчих, фрескистов (мастеров фрески) переезжали из страны в страну. Например, в Новгороде один храм расписывали сербы, другой - русский художник Феофан Грек; в Москве работали греки. Таким же образом и книжники переходили из княжества в княжество. Так, «Житие Александра Невского», как отмечает академик Д.С. Лихачев, составлялось на северо-востоке Руси галичанином.

«Древнерусская литература вплоть до XVII века, - замечает акад. Д.С. Лихачев, - не знает или почти не знает условных персонажей. Имена действующих лиц - исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской,

Сергий Радонежский... При этом древнерусская литература рассказывает по преимуществу о тех лицах, которые сыграли значительную роль в исторических событиях: будь то Александр Македонский или Авраамий Смоленский».

Александр Невский (1221-1263), князь Новгородский и великий князь Владимирский, победитель над шведами (Невская битва 1240 г.) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище 1242 г.), обезопасивший русские границы, занял достойное место в истории России и поэтому вполне закономерно, что древнерусская литература содержит произведения, посвященные этому замечательному деятелю истории и становления России.

Как отмечают ученые, первое «Житие Александра Невского» было написано в 80-е годы XIII века (всего различных редакций «Жития» насчитывается, по мнению исследователей, более десяти).

Существует несколько точек зрения относительно автора «Жития Александра Невского». Так, В.И. Охотникова считает, что автором первого «Жития» является книжник Владимирского Рождественского монастыря. Здесь был похоронен великий князь, а с конца XIII века его стали почитать святым (книжниками в эпоху Древней Руси называли по существу переписчиков текстов - вспомним, что книгопечатание появилось на Руси только в XVI веке, людей, причастных к истории литературного текста. Нередко книжники к переписываемому ими тексту относились очень творчески, в той или иной степени изменяя, корректируя его).

Академик Д.С. Лихачев высказывает другое мнение: (автор «Жития» - галичанин). Некоторые ученые предполагают также, что непосредственное отношение к составлению жизнеописания Александра имеет митрополит Кирилл, который в 1250 году переехал с юга к Александру Македонскому.

Долгое время «Житие Александра Невского» считалось образцом для описания жизни князей и воинских повестей. Оно оказало значительное влияние на многие заметные литературные памятники того времени: «Сказание о Мамаевом побоище», 34 «Слово о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича Донского», «Повесть о Довмонте» и др.

В различных списках (а их, как уже было сказано ранее, насчитывается больше десяти) «Житие» не имеет постоянного названия, заголовка; оно называется и «Повесть о жизни и храбрости», и «Слово о великом князе», и «Житие блаженного великого князя». Однако основная мысль «Жития» - прославление славного героя, защитника Родины, образ Александра Невского, принципы отбора материала для Жития» оставались неизменными во всех редакциях. «Житие Александра Невского» - это не биография, не жизнеописание великого русского князя, в которых последовательно и подробно рассказывается о всей жизни Александра, о всех значительных и малозначащих событиях в его жизни. Автор «Жития», который называет себя современником великого князя, «самовидцем» его жизни, описывает только самые важные события из жизни Александра Невского. Это прежде всего битва со шведами на Неве, за которую князь и получил свое имя - Невский, это освобождение Пскова, Ледовое побоище, отношения с Ордой и др.

Автор с любовью и гордостью описывает Александра, его «святую, и честную, и славную жизнь». Он подчеркивает красоту князя — не только внутреннюю, но и внешнюю, при этом используя образы библейских героев: Александр красив как Иосиф Прекрасный, силен как Самсон, мудр (даже премудр) как Самсон. Он непобедим - никто и никогда не может одержать над ним победу.

Почтительное отношение автора к Александру Невскому, убеждение в священности княжеской власти, сравнение Александра с библейскими героями определяют и особенности стиля «Жития»: торжественно-величавый стиль.

Александр Невский в «Житии» - достаточно взрослый мужчина (хотя в 1240 году, когда он сражался со шведами на Неве, как утверждают историки, ему было всего 19 лет); о нем с уважением и почтением говорят уважаемые люди - послы других стран: «Прошел я страны и народы, но не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей», - говорит один из них.

Автор не дает подробного описания картин сражений Александра и его дружины на Неве, под Псковом, на немецких землях. Для него важно другое - нарисовать образ князя, гордого, решительного, самоотверженного, горячо любящего свою Родину.

Вот Александр обращается к своей дружине, и речь его сурова и лаконична: «Не в силе Бог, но в правде». Вот он освобождает Псков, чувствуя в себе огромную силу ненависти к захватчикам, пришедших на его землю и хвастливо восклицающих: «Покорим себе славянский народ», «Пойдем и победим Александра, и захватим его». Однако Александр разбивает самонадеянность врагов: они были разгромлены и с позором бежали с русской земли.

Автор с гордостью пишет о том, что слава Александра Невского разнеслась далеко за пределы Руси: «И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского и до Великого Рима».

Безымянный автор славит не только военные подвиги Александра Невского, не только черты характера славного воина - освободителя родной земли от врагов. Он с гордостью пишет и о таланте политика и дипломата, о политической мудрости и прозорливости великого князя. Таким Александр предстает в отношениях с Ордой, таким его видят читатели и в непростых отношениях с Папой Римским. Эти свойства личности Александра Невского признают и его враги. Так, Батый говорит? «Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему».

Смерть князя воспринимается всеми как великое горе. «Уже зашло солнце земли Суздальской!» — восклицает митрополит Кирилл (Александр умер великим князем Владимирским); «Уже погибаем!» - горюет весь народ.

«Благоверным и великим князем» назван Александр Невский в одном из разделов «Жития». А наш современник И.П. Еремин

36 оценил «Житие Александра Невского» как «восторженную дань светлой памяти князя».