«Творчество Александра Дюма, - говорил известный исследователь М. Трескунов, - выдающееся явление французской и мировой литературы. Оно и поныне остается живым наследием демократической культуры Франции, а книги Дюма входят в круг чтения многих читателей во всем мире». В продолжении своего утверждения он приводит слова знаменитого французского писателя Андре Моруа, который, подчеркивая популярность знаменитого романиста, утверждал: «Если на каком-нибудь необитаемом острове еще существует Робинзон Крузо, то он, наверное, читает сейчас «Трех мушкетеров».
Следует уточнить, что в обоих случаях речь идет о Дюма - старшем: у знаменитого французского писателя Александра Дюма был сын, Александр, тоже писатель, автор известного романа «Дама с камелиями».
А. Дюма-отец был гуманистом, очень достойным и справедливым человеком. Он мечтал о гармоничном устройстве мира; будучи человеком мужественным и отважным, он сам лично принимал участие в борьбе за свободу и равенство людей, за идеи добра и справедливости.
В июне 1830 года во Франции произошла революция, в результате которой был свергнут король Карл IX и феодально-монархическая реакция.
Александр Дюма находился среди тех, кто штурмовал замок Тюильри, королевскую резиденцию. Воспоминания об этих событиях он оставил в своих «Мемуарах». А. Дюма пишет: «Я видел людей, совершивших революцию 1830 года, и они видели меня в своих рядах... Эти люди - пылкая юность героического пролетариата, которая долго не только разжигает костер, но и тушит пламя его своею кровью».
С установлением Июльской монархии и прихода к власти во Франции герцога Орлеанского (его теперь стали называть королем Луи Филиппом) положение народа резко ухудшилось. В 30-х годах и в столице Франции, и в провинциях часто вспыхивают народные восстания, массовые манифестации.
5 июня 1832 года в Париже состоялись похороны генерала Ламарка. По просьбе родственников прославленного генерала А. Дюма, хорошо знавший военачальника, возглавил колонну артиллеристов, которая следовала за траурным катафалком. Вскоре полиция стала разгонять толпу, и это пробудило в людях протест: траурное шествие превратилось в революционное восстание. Через несколько дней оно было жестоко подавлено.
Александру Дюма угрожал арест, но он сумел вовремя, по совету друзей, уехать из Франции в Швейцарию, где прожил несколько месяцев. Там он написал свой первый историко- публицистический очерк «Галлия и Франция» ( 1833).
А. Дюма принимал участие в буржуазно-демократической революции 1848-1849 гг. во Франции.
Уже ставший известным в стране писателем, Дюма не одобрял политику Луи-Филиппа, и, когда узнал о его свержении, он очень радовался и верил в лучшие перемены. Дюма организует народные гулянья на площади перед своим театром (в 1847 году он основал в Париже «Исторический театр», на сцене которого ставил свои пьесы; театр пользовался успехом у парижан); из предместья Парижа Сен-Жермен он приводи) полк солдач в распоряжение правительства республики. Дюма выставляет свою кандидатуру в депутаты Учредительного собрания от одного из департаментов Парижа. В своем обращении к избирателям он обещает следовать курсу лидера конституционно-монархической партии Одилона Барро. Дюма подготавливает свою политическую программу, однако она не была одобрена избирателями, и на выборах его кандидатура не прошла.
Все эти события нашли отражение в литературной деятельности А. Дюма: в 1848 году он пишет роман «Ожерелье королевы».
В 1858 году А. Дюма наконец-то после многих попыток посещает Россию. Еще в 30-40-е годы он интересуется историей, бытом, нравами великой и такой далекой державы, однако царское правительство из-за политической неблагонадежности Дюма не разрешает ему въезд в Россию. И вот ему, наконец, по довольно странному стечению обстоятельств удалось посетить Россию (Александра Дюма пригласил на свою свадьбу его друг, шотландец Дэвид Дуглас Юм, - в России он венчался и женился на сестре жены русского графа Григория Александровича Куше - лева-Безбородко, очень богатого и влиятельного при царском дворе человека. Царский посол в Париже не смог отказать такому знатному человеку, как Г.А. Кушелев-Безбородко, в его просьбе). Дюма прибывает в Петербург, затем посещает Москву, путешествует по Волге от Нижнего Новгорода до Астрахани, посещая многие русские города, а затем совершает путешествие на Кавказ. Восемь с половиной месяцев длилось путешествие французского писателя по Российской империи, результатом его явился объемный цикл очерков - «От Парижа до Астрахани» и «Путешествие на Кавказ».
В этой книге А. Дюма о его путешествии в Россию, сыгравшем важную роль в его жизни, отразились общественные взгляды Дюма, его общественная активность.
Еще раньше, в 1840 году, он, интересуясь Россией, ее историей, пишет роман об одном из декабристов - Иване Анненкове и его жене, француженке Полине Гебль, последовавшей за мужем в ссылку. В этом романе выражен протест А. Дюма против жестокого произвола царя Николая 1, против насилия и, с другой стороны, - восхищение мужеством, честностью и бескорыстием декабристов.
За те восемь месяцев, которые А. Дюма провел в России, он написал обширный цикл очерков о нашей стране, ознакомил французских читателей с историей, бытом, традициями и культурой России, с жестоким правлением Николая I. В книге читатель ощущал утверждение идей свободы, протест против насилия и произвола.
Неслучайно в своей книге А. Дюма не один раз упоминает имя великого русского поэта A.C. Пушкина, переводит стихи К.Ф. Рылеева и H.A. Некрасова.
А. Дюма переводит на французский язык стихотворение Пушкина «Во глубине сибирских руд...», обращенное к участникам декабрьского восстания 1825 года и после разгрома восстания казненным или сосланным в Сибирь. Сам факт обращения французского писателя именно к этому стихотворению Пушкина говорит о многом. Академик М.П. Алексеев, исследователь творчества A.C. Пушкина, так пишет об этом: «Обращает на себя внимание то, что Дюма в лирике Пушкина в особенности привлекают вольнолюбивые стихотворения, в частности, такие, какие еще не были известны в русской печати и обращались в рукописных списках; тексты подобранных списков предоставлялись Дюма его собеседниками и доброхотными переводчиками, - например, Д.В. Григоровичем». Также не случаен, вероятно, выбор Дюма для перевода фрагмента из поэмы К.Ф. Рылеева «Войнаровский», стихотворений H.A. Некрасова о тяжелой крестьянской доле.
А. Дюма восхищается великой русской культурой, литературой, и в то же время он возмущен такими фактами российской истории, как казнь Емельяна Пугачева, издевательством Николая 1 над декабристом Полежаевым, жестокой расправой над декабристами. Он долго ходит по Петропавловской крепости в Петербурге, внимательно рассматривает казематы, мрачные коридоры крепости. Вот что он пишет об этом: «Бастилия Санкт-Петербурга, подобно Басили Сент-Антуанского предместья, стала прежде всего тюрьмой мысли. История Петропавловской крепости, если бы удалось ее написать, была бы ужасна. Эта крепость все видела, все слышала, но до сих пор она все держит в тайне. Однако настанет день, когда распахнутся ее ворота. Тогда люди придут в ужас перед 258 кромешным мраком сырых казематов. Настанет день, и крепость заговорит, подобно замку Иф. В тот день Россия обретет подлинную историю, до сих пор ее история была соткана из легенд».
А. Дюма принимал прямое и активное участие в освободительной борьбе Гарибальди за единую Италию.
Французский писатель хорошо знал Гарибальди. Он написал о нем и его отряде художественный очерк «Гарибальдийцы» (1862), перевел на французский язык его мемуары, своим личным участием поддержал борьбу итальянцев за возрождение единого итальянского государства.
Весной 1860 года Гарибальди со своим отрядом сначала высадился на острове Сицилия, чтобы помочь восставшим патриотам, а после освобождения острова занял Неаполь и изгнал «неаполитанских бурбонов». Дюма «полностью на стороне революционных сил, довольно остро разоблачает цинизм, жестокость и грубость представителей феодального сословия». (М. Трескунов). Дюма пожертвовал 50 тысяч франков на покупку оружия для отряда Гарибальди-, а в сентябре 1860 года сам отправился в Неаполь. Гарибальди назначил его директором национальных музеев. Кроме того, А. Дюма основал в Неаполе газету «Индипенденте», выходившую на итальянском и французском языках, сам писал в нее статьи и очерки. Также он руководил раскопками Помпеи.
Эти события отразились в литературном творчестве Дюма. В Неаполе он пишет «Историю итальянских бурбонов» (1862 - 1864), а после этого - один из лучших, по мнению критиков (М. Трескунов), роман - «Сан-Феличе» (1864-1865), в котором рассказывает о революционном движении карбонариев в Неаполитанском королевстве в начале XIX века.
Дюма убеждает Гарибальди продолжить борьбу за объединение Италии, широко привлекая «низы», народные массы. Однако после завоевания Сицилии Гарибальди решил пригласить короля Сардинии Виктора-Эммануила для того, чтобы тот установил свою власть на землях, завоеванных гарибальдийцами.
А. Дюма решил покинуть Италию. В апреле 1864 года он возвращается во Францию, где и заканчивает свой роман «Сан-Фетиче».
В 1866 году А. Дюма едет в Пруссию и в Австрию, которые в то время воевали друг с другом. С фронта тогда уже всемирно известный писатель отправляет в парижские газеты обзоры военных действий. Одновременно он работает над романом «Прусский террор».
В 1870 году Дюма уезжает во Францию - подготовить к изданию несколько своих книг. И здесь он узнает о поражениях Франции во франко-прусской войне, о Седанской катастрофе. Все это производит такое удручающее впечатление на писателя, что здоровье его резко ухудшается. В декабре 1870 года Александра Дюма не стало...
«Революция - его профессия. Борьба за национальное освобождение - его конек. В Париже, Риме, Варшаве, Афинах, Палермо он но мере сил помогал патриотам, когда они оказывались в отчаянном положении», - так писал о Дюма сын великого французского писателя Виктора Гюго Шарль.
В этом - общественное значение известного романиста, популярного во всем мире, - Александра Дюма.