Бессмертие гения (Гоголь)

«Для русских он - Николай Васильевич, для украинцев - «Микола Васильевич», римские друзья называли его «синьор Николо», для человечества же он просто Гоголь, великий чародей слова, ясновидец, обладавший даром проникать в самые сокровенные тайны души человеческой», - так говорил земляк Николая Васильевича Гоголя, известный украинский писатель Олесь Гончар на международном симпозиуме в Венеции в 1976 году, посвященном творчеству Н.В. Гоголя.

Гоголь был знаменитым русским писателем. Его произведения - повести из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки», роман «Мертвые души», комедия «Ревизор», его повести «Шинель», «Портрет» и др. известны всему миру.

Являясь великим русским писателем, Н.В. Гоголь сохранял во все годы своей жизни связь с той жизненной средой, которая окружала его в детстве и ранней юностью. Он вел тетради украинских песен, и это говорит о том, что Гоголь прекрасно знал живой язык своего родного народа; сохранилось письмо Гоголя к Богдану Залесскому, написанное по-украински; много раз он собственной рукой переписывал десятки народных песен, как предполагают исследователи его творчества, готовя их к печати. Гоголь написал статью «О малороссийских песнях», вошедшую в сборник «Арабески» (1835 г.), в которой сделанный им анализ украинских песен до сих пор поражает тонкостью и глубиной наблюдений, понимания человека, искренне и горячо любящего свой народ и свою культуру.

В своем докладе, сделанном на симпозиуме в Венеции, О. Гончар говорил, что «своим творчеством Гоголь возвел поистине золотой мост, который соединяет культуры двух братских народов - русского и украинского; сознающих свою общность с культурой всего человечества».

Вот почему в прекрасном городе Венеция в Италии, где Гоголь провел почти шесть лет своей жизни, и в России, куда он приехал молодым юношей и где прошла вся его жизнь, и на Украине, его родной земле, любят великого писателя и чтят его память.

В Италии, которую Н.В. Гоголь так любил, которую с таким восторгом описывал, собрались на международный симпозиум образованные люди, чтобы отдать дань уважения знаменитому русскому писателю, проведшему шесть лет в «вечном городе» Риме. Здесь он очень плодотворно работал - создавал свои замечательные произведения: вторая редакция его знаменитой повести «Тарас Бульба», вторая редакция повести «Портрет», «Театральный разъезд», «Рим»; здесь переписывались набело его «Мертвые души». В Риме он общался с талантливыми русскими писателями и художниками - поэтом Н.М. Языковым, художником A.A. Ивановым, П.В. Анненковым. Гоголь восхищался красотой улиц и храмов Рима, его архитектурных памятников.

Памятники Н.В. Гоголю установлены в городах, где он провел зрелые годы жизни - в Москве и Петербурге.

26 апреля 1909 года в Москве, на Арбатской площади, был открыт памятник Н.В. Гоголю. Автором его явился молодой 140 скульптор H.A. Андреев. В дни 150-летия со дня рождения Н.В. Г оголя монумент работы H.A. Андреева был перенесен во двор дома на Никитском, сейчас Суворовском бульваре, где жил и умер великий писатель, а на бульваре, носящем имя Гоголя, был открыт памятник писателю работы известного скульптора Н. Томского.

Памятники великому писателю сооружены и на его родине, на Украине, на Полтавщине, где полтавчане свято хранят память о Н.В. Гоголе, своем гениальном земляке. Имя Гоголя носят учебные заведения, областной драматический театр, на сцене которого и сегодня с успехом идут произведения писателя - «Сорочинская ярмарка», «Вий», «Майская ночь, или Утопленница», «Ревизор». В Миргороде, который благодаря Гоголю стал известен всему читающему миру, в котором не раз бывал писатель и даже назвал свой сборник «Миргород», в 1890 году открылась художественная промысловая школа имени Гоголя, самобытное учебное заведение, которое еще до революции 1917 года славилось как пристанище народных талантов, а воспитанников шутя называли «гоголянами».

Памятники Н.В. Гоголю сооружены на Украине в Полтаве, Миргороде, Великих Сорочинцах, Диканьке. Не только в отцовской Васильевке, но и во всех районах Украины - Диканьском, Шишацком, Миргородском, на Полтавщине - везде Гоголь ощущается в жизни. И сами эти края порой так и называют - гоголевскими краями.

В Великих Сорочинцах еще перед Великой Отечественной войной был поставлен памятник Н.В. Гоголю и создан первый в стране музей Г оголя - литературно-мемуарный музей писателя. Ведь именно здесь он родился, здесь его крестили в Спасо - Преображенской церкви, которая до сих пор стоит на берегу реки Пела, привлекая многочисленных экскурсантов. Шесть недель младенец находился в Сорочинцах, и уже после этого Г оголи перевезли своего сына к себе на хутор в Васильевку-Яновщину.

Русский советский писатель и поэт С. Баруздин посвятил несколько стихотворений Н.В. Гоголю и его родным местам, где хранят память о великом земляке.

* * *

Сорочинцы - прекрасные места.

Идут года, один другой сменяя.

Речь Гоголя звучит в моих устах,

Неизъяснимой прелестью пленяя.

И грустно мне, и беспокойно мне,

И я спешу, и ухожу украдкой...

И исчезает тропка при луне,

Как гения великого загадка.

«В годы войны, - пишет О. Гончар, - когда в Сорочинцы ворвались кровожадные нацистские погромщики, обезумевшие от жажды покорить мир, они разорили музей, стреляли в бюсты и в портрет Гоголя, пьяный нацист-офицер выкрикивал при этом: «Нет и не было никакого Гоголя! Это выдумали большевики!»

Не убийцы и грабители, однако, оказались способными покорить мир, его покоряют - без единого выстрела - художники!»

После войны в Сорочинцах были восстановлены и памятник, и музей Н.В. Гоголя. Возродилась даже Сорочинская ярмарка (ставшая предметом описания Гоголя и давшая название одной из его повестей из замечательного цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки»), Ее устраивают каждый год земляки Гоголя. Сорочинская ярмарка теперь напоминает больше фестиваль, народное карнавальное шествие, которое открывают гоголевские персонажи: на возу, запряженном волами, едет улыбающаяся Хивря, сопровождают се черти в фантастических нарядах, веселой толпой идут девчата в лентах и парубки в шароварах.

«Гоголь стал праздником! - пишет О. Гончар. -

При одном упоминании имени писателя люди становятся будто человечнее, глаза их - будто навстречу ему, живому, - зажигаются веселой работой, умом и признанием.

Это ли не бессмертие гения?»