К читателям

К стр. 5

ЗНАКОМИМСЯ С УЧЕБНИКОМ

1.Как вы понимаете пушкинское определение: «Чтение — вот лучшее учение»?

А.С. Пушкин гласил: «Чтение — вот лучшее учение». Поначалу люди изучали мир только при помощи наблюдений и опытов, познания передавали из уст в уста. Позже научились записывать важнейшие мысли. Книжки хранят внутри себя факты, размышления и открытия, которые накопило население земли за тысячелетия собственного существования. Из научных книжек мы получаем познания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их эмоциях и переживаниях, обучаемся горевать и ликовать вкупе с ними. Чтение— наилучший метод стать образованным человеком.

2.Благодаря кому на Руси «учительное» книжное слово стало доступно широкому кругу читателей? Благодаря труду людей каких профессий рождается книга?

На Руси книжки были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Обыкновенные люди не могли приобрести для себя книжку. Иван Федоров устроил первую в типографию и в 1564 году выпустил первую русскую печатную книжку «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книжка стала доступна широкому кругу читателей.

В разработке современной книжки участвует огромное количество людей различных профессий: создатели, редакторы, живописцы, наборщики, корректоры и работники типографий.

3.Что значит «уметь читать» и когда происходит между автором и читателем «доверительный разговор»? Бывали ли случаи, когда вы наслаждались, увлекались чтением и между вами и автором возникал «доверительный разговор»?
Назовите книги, отдельные произведения, которые вы любите перечитывать.

Уметь читать книгу— означает пристально смотреть за мыслью создателя, сопереживать его героям, стараться осознать главное, что желал сказать нам писатель собственной книжкой. Доверительный разговор происходит, когда читатель отыскивает ответы на те вопросы, которые поднимает создатель, либо находит в книжке ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и услаждается чтением.

Доверие— это уверенность в искренности и корректности слов собеседника.

Доверительный разговор— это разговор искренний, добросовестный, открытый.

4.Рассмотрите внимательно учебник (автор, редактор, художники — авторы иллюстраций и рисунков к произведениям, вопросы, задания, словарь и т. д.). Подготовьте пересказ статьи, предварительно составив небольшой план. Каковы ваши суждения, размышления об учебнике, с которым вам предстоит работать в этом году (содержание, оформление)? Какова роль каждого из тех, кто создавал книгу? Подготовьте развёрнутый ответ.

План.

1) Значение книжки для человека в прошедшем и в реальном.

2) Деятельность первопечатника Ивана Федорова.

3) Доверительный разговор меж читателем и писателем.

4) Значимость правильного выбора книжки.

5) Роль создателей книжки и читателя.

6) Творческое чтение художественной литературы.

7) Творческий читатель — это перечитыватель.

Авторы-составители учебника по литературе для 5-го класса — Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. Они продумывали содержание учебника, подбирали произведения и составляли вопросы и задания. Художники Л.М. Чернышов и И.И. Пчелко иллюстрировали сказки, рассказы, стихи и басни, а художественный редактор располагал эти иллюстрации на страничках книжки. У этого учебника богатое содержание и яркое оформление.

Обогащаем свою речь

К стр. 5—6

1. Какие авторы художественных произведений вам уже знакомы, с какими встретитесь впервые? Объясните с помощью словарей слова «переплёт», «обложка», «титульный лист», «выходные данные» и т. д.; найдите все эти элементы в вашем учебнике.

Нам уже знакомы имена И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого. Мы читали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова. В первый раз мы встречаемся с произведениями М.В. Ломоносова, А. Погорельского, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.М. Жемчужникова, А.В. Кольцова, Н.С. Никитина, И.З. Сурикова.

Обложка— картонная (либо другая мягенькая) обертка книжки, тетради (в отличие от твердого переплета). У нашего учебника переплет. Если мы желаем заботливо относиться к книжке, мы выберем для нее обложку.

Форзацы— странички в самом начале и в конце книжки. В учебнике на форзацах помещены иллюстрации палехских художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина и к притче «Царевна-лягушка», также отрывки из этих произведений.

Титульный лист — страничка, на которой написано название, имя создателя, год и место издания. В нашем учебнике не считая заглавия, имен авторов-составителей, года и места издания обозначено, что это 3-е издание, что учебник допущен Министерством образования Русской Федерации и состоит из 2-ух частей.

Выходные данные — это сведения, которые располагаются на последней страничке книжки. В их указывается, кто работал над книжкой, каким тиражом она издана и в какой типографии написана.

2. Как назвал В. Набоков «хорошего читателя»? Есть ли среди ваших родных и знакомых такие читатели? Какие книги вы хотели бы перечитывать много раз?

Владимир Набоков считал, что неплохой читатель — это «перечитыватель», другими словами человек, который читает не механически, а творчески, глубоко воспринимая и переосмысливая текст художественного произведения, ворачиваясь к нему опять и снова, чтоб задать себе вопросы и ответить на их.

3. Найдите изображения старинных книг в Интернете. Опишите их устно.

«Остромирово Евангелие» — древная точно датированная книжка, написанная кириллицей. В качестве материала использован пергамент, всего в книжке Двести девяносто четыре листа с текстом, написанным уставным письмом в два столбца. Начала абзацев оформлены инициалами — укрупненными и увенчанными большими знаками. Меж главами можно узреть калоритные заставки с необычными орнаментами. Также в этой книжке есть три художественные миниатюры с изображениями евангелистов Прохора, Луки и Марка.

Литература и изобразительное искусство

К стр. 6

Рассмотрите страницы из старинных книг, воспроизведённые в вашем учебнике.
Что, по вашему мнению, отличает их от современных книг?

1-2. В учебнике-хрестоматии (стар. 4) воспроизведены страницы из книжки «Апостол», сделанной в 1564году. Это 1-ая книжка, изданная на Руси типографским методом. Сделал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, неподалеку от Кремля.

Левая страничка разворота книжки украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущих Евангелие. Правая страничка сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину именовался «травы разметные». Верхняя строчка, выполненная киноварью (красноватым цветом), — воззвание к Богу с просьбой благословить сие писание. Эта строчка написана необычным шрифтом, в каком некие буковкы высочайшие, другие мелкие, третьи вообщем вынесены на верх строчки (так именуемые «титло»).

Ниже мы лицезреем кропотливо прорисованную буквицу, изображающую буковку «С» (с нее начинается слово «старец»). Буковкы в строчках написаны почерком, который именуется «устав» (в отличие от наименее понятного «полуустава» и нередко неразборчивой «скорописи»). В строчках нет больших букв, изредка встречаются обычные нам точки в низу строчки. Нередко мы лицезреем точки в середине строчки. Это гласит о том, что во времена Ивана Федорова не было обычной нам разбивки на предложения. Некие буковкы нам понятны, некие непривычны, потому что на данный момент, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.

Обогащаем свою речь

К стр. 6

1. Пословицы об учении. Объясните каждую из приведённых пословиц. Придумайте небольшой рассказ, используя одну из них

Учение — краса, неученье — простота.

Чему обучался, тому и понадобился.

Наука — верней золотой поруки.

Наука не пиво, в рот не вольешь.

От умного научишься, от глуповатого разучишься.

Ученье лучше богатства.

Ничего не смыслить — век киснуть.

Приведенные в учебнике пословицы молвят о значимости учения для человека. Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» гласит о том, что приступать к исследованию нового предмета тяжело, но когда приложишь усилия, то становится просто и любопытно.

При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи меж старенькым и новым материалом, становятся ясно видны главные закономерности. Потому молвят: «Повто- ренье — мама ученья».

«Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы будто бы бы зажигаем лампочку в мгле, освещаем предметы и осознаем, как мы должны далее двигаться.

Пословица «Кто желает много знать, тому нужно не достаточно спать» говорит о том, что не нужно лениться: ленивый не сумеет выяснить много увлекательного о жизни и о мире.

«Красна птица перьем, а человек ученьем». Птицу декорирует колоритное оперение. Человека же декорируют сначала познания, а не колоритная одежка.

Если разум и душа человека будут обращены к светлым мыслям, жизнь будет заполнена хорошими делами, то нехорошее, худенькое не отыщет для себя места в сердечко человека, потому что оно уже заполнено.

Пословица «Нетрудно сделать, да тяжело задумать» гласит о значимости идеи, которая лежит в базе хоть какого дела. Самому новую идею придумать сложнее, чем выполнить загаданое кем- то другим.

2. Как вы понимаете слово «доверие», словосочетание «доверительный разговор»? Введите эти слова в предложение собственной конструкции.

Доверие — это уверенность в искренности и корректности слов собеседника. Доверительный разговор— это разговор искренний, добросовестный, открытый.

Утратить доверие просто, заслужить тяжело. Доверительные дискуссии с другом помогают мне решать многие трудности.

3. Поработайте со словарём синонимов. Какие слова мы называем сленгом? Какие из слов синонимического ряда предпочтительнее для разговорной речи: хорошо — отлично — классно — блеск — клёво; плохо — худо — дрянь — лабуда?

Сленг — элементы речи, не совпадающие с нормой литературного языка (обычно экспрессивно окрашенные). Для разговорной речи предпочтеннее слова «хорошо», «отлично», «плохо».