И.И. Хемницер - известный поэт-баснописец XVIII века. При его жизни был опубликован лишь небольшой сборник его басен (в него вошли 33 басни писателя). Только после его смерти друзья поэта - известный русский архитектор, художник, поэт и музыкант Николай Александрович Львов и Василий Васильевич Капнист, русский драматург и поэт, опубликовали полный сборник басен И.И. Хемницера - «Басни и сказки И.И. Хемницера, в 3-х частях» (1799 г.).
Общее содержание басен И.И. Хемницера достаточно разнообразно, но их все объединяет то, что поэт пишет о нравственности, о нравственных законах. Для него главный интерес представляет человек - его личность, положение в обществе, его взаимоотношения с людьми. В своих произведениях И.И. Хемницер говорит о человеческом достоинстве, правде, честности, пользе труда, о просвещении. И вместе с этим он обличает многие пороки современной ему жизни - бесчеловечность, поклонение богатству, невежество, взяточничество, бесчеловечность, все то, что отсутствовало в его характере и в жизни: по воспоминаниям современников, он был очень добрым, справедливым, бескорыстным и достойным человеком.
И.И. Хемницер много сам пережил, многое видел и испытал, и поэтому подмеченные им стороны современного ему общества 54 очень точны и верны. Как писали его современники (проф. Галахов, H.A. Львов и др.), басни И.И. Хемницера служат верным отражением его характера и жизни.
Хемницер - тонкий наблюдатель, способный проникать в глубины человеческой души и анализировать ее свойства.
Мы люди - и губим людей,
И зло от нас и к нам стремится.
Кого сегодня мы браним,
Кого сегодня унижаем,
С тем завтра дружно говорим,
Того же завтра возвышаем,'
И ту же поврежденну честь,
Сплетая нову ложь и лесть,
Честей всех лучше называем.
В обманах вечных жизнь ведем,
От лести к лести переходим,
И только в обращеньи сем Мы утешение находим:
Кого как лучше провести,
Других столкнуть, себя взвести,
Вот в чем мы век свой весь проводим.
Нарисованная в этом стихотворении картина жизни и человеческих отношений - точна и правдива, сохранила свое содержание до наших дней, т. к. в ней показана глубина природы человеческих отношений.
Отличительными особенностями басен И.И. Хемницера являются простота и краткость нравоучений, простота изложения, «злая наивность», по верному замечанию исследователя жизни и творчества И.И. Хемницера в XIX веке И.М. Тернов - ского (Терновский И.М. Хемницер и язык его басен. Воронеж, 1885), при всей их, басен, бесхитростности.
Известный русский баснописец осуждал войны - их бесчеловечность, все зло, которое они приносят. В басне «Два льва, соседи...» (она не была напечатана при жизни И.И. Хемницера) он показывает нелепость войны, которую развязывают только из корыстолюбия и честолюбия, но из-за которой страдает множество судеб:
Два льва, соседи меж собой,
Пошли друг на друга войной,
За что, про что - никто не знает;
Так им хотелось, говорят.
А сверх того, когда лишь только захотят,
Как у людских царей, случается, бывает,
Найдут причину не одну,
Чтоб завести войну.
С гневом говорит И.И. Хемницер о власти денег, которая уничтожает в человеке его достоинство, дает ничтожным и подлым людям власть:
Сей свет таков, что кто богат,
Тот каждому и друг, и брат,
Хоть не имей заслуг, ни чина
И будь скотина;
И кто бы ни был ты таков,
Хоть родом будь из конюхов,
Детина будешь как детина;
А бедный, будь хоть из князей,
Хоть разум ангельский имей
И все достоинства достойнейших людей, -
Того почтенья не дождется,
Какое богачу всегда уж воздается.
«Хемницер, - пишет исследователь Н. Степанов, - неоднократно возвращается к вопросу социального неравенства, несправедливости того общественного порядка, при котором бес - чиновные и неимущие труженики обречены на нищету и унижение со стороны богатых и знатных тунеядцев». Эта мысль является основной в басне «Конь верховый», где простая труженица-кляча противопоставлена «гордому», «верховому» коню. Конь - важен, хвастается своим убором, хвалится тем, что все уступают ему дорогу. В ответ на это скромная рабочая лошадь справедливо ему отвечает:
Несносна кляче спесь коня.
«Пошел, хвастун! - ему на это отвечает. -
Оставь с покоем ты меня.
Тебе ль со мной считаться
И мною насмехаться?
Не так бы хвастать ты умел,
Когда бы ты овса моих трудов не ел».
Эта басня И.И. Хемницера предвосхищает известную басню великого русского баснописца И.А. Крылова «Листы и Корни», в которой сатирически высмеивается паразитизм господствующих классов, живущих за счет народа и уверенных в том, что только их трудом держится земля.
И.И. Хемницер высмеивает и осуждает лицемерие, скупость богатых, состоятельных людей. В его басне «Благодеяние» вдова, неожиданно разбогатевшая, всем и везде громко говорит о своем желании помогать бедным. Но когда к ней приходит нищий просить милостыню, она отказывает ему:
«Суди Бог, - говорит, - кто бедных покидает».
И нищему большой гнилой сухарь несет.
Баснописец в своих произведениях выступает против беспрекословной покорности человека, он уверен, что человек должен быть свободным - тогда он будет и счастливым. В своей басне «Воля и неволя» он рассказывает, как голодный волк встречается с сытой собакой; та хвастается своей счастливой жизнью - беззаботной, сытой, роскошной, тем, как много еды ей достается от хозяина. Волк, «сраженный» ее рассказом, хочет уже идти к ее хозяевам, но вдруг замечает у нее на шее следы от привязи.
«На привязи? — тут волк вскричал. -
Так ты не все живешь на воле?
- «Не все; да полно, что в том нужды? - пес сказал.
- «А нужды столько в том, что не хочу я боле
Ни за что всех пиров твоих;
Нет, воля мне дороже их,
А к ней на привязи, я знаю, нет дороги!»
Сказал, и к лесу дай Бог ноги.