Повесть о житии... Александра Невского

Поразмышляем над прочитанным.

1. Какой теме посвящена повесть и какие чувства вызывает при чтении? Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

«Повесть...» посвящена теме мужества и противостояния захватчикам. Она вызывает чувство гордости за наше историческое прошлое. Рассказчик называет себя «ничтожным, многогрешным и неразумным» и стремится подчеркнуть этим разницу между собой, простым человеком, и святым князем Александром Невским. Автор повести говорит о том. что был его современником, так: «...И был самовидец деянии его потому и рад поведать о честной и славной жизни его».

2. Каким героям уподобляет рассказчик князя? О каких его подвигах рассказывает? Какими словами Александр укрепляет дух своей дружины? С помощью каких средств создается образ героя?

Для того что подчеркнуть достоинства Александра Невского, рассказчик уподобляет князя библейским героям: «прекрасному» Иосифу, сильному Самсону, мудрому царю Соломону и храброму Веспасиану. Мощную же дружину князя автор уподобляет храбрым воинам царя Давида. Автор повествует о трёх подвигах Александра Невского: о Невской битве, о Ледовом побоище и о поездке в Орду. Два первых подвига посвящены борьбе с иноземными захватчиками. а последний — попытке ослабить влияние Золотой Орды на Русь, «отмолить людей от беды той». Александр Невский перед боем укрепляет дух дружины такими словами: «Не в силе Бог, но в правде». Образ героя создаётся при помощи портретной характеристики, описаний поступков героя и описания отношения к нему других людей.

3. Обратите внимание на особенности описаний, поэтические образы, постарайтесь вникнуть в их суть. Например, какие картины видятся вам за словами рассказчика: Словно замерзшее озеро двинулось?

После слов «словно замёрзшее озеро двинулось» представляется величественная картина: вся поверхность озера занята воинами, они стоят так плотно друг к другу, что лишь по доспехам и вооружению можно отличить немецкие войска от дружины князя Александра. И вдруг, словно по чьему-то сигналу, неожиданно и резко, начинается битва. Огромная масса народа приходит в движение, по воздуху разносится скрежет мечей и лязганье доспехов, и кажется, будто на озере начался ледоход.

Будте внимательны к слову.

1. Как вы понимаете слова Александра Невского, которыми он укреплял «дух дружины своей: «Не в силе Бог, но в правде»? Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним крепко сражались? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»? Кого Александр Невский называет народом "высокомерным" и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками?

В древнерусской литературе под словом «правда» подразумевали понятие «вера». Слова Александра Невского: «Не в силе Бог, но в правде» — можно понимать так: в бою на стороне «сильных» выступает только человеческая сила, а на стороне «правых» стоит как сила человека, так и сила Господа-заступника. Шестерых храбрых мужей, которые «крепко сражались» вместе с Александром Невским против шведов, звали Гаврила Алексии, Збыслав Якунович, Яков. Миша. С'авва и Ратмир. Автор сравнивает сердца «мужей Александровых» с сердцами львов: «...ибо были сердца их как сердца львов». Немецкие войска похвалялись, говоря: «Посрамим народ славянский» и «Пойдём и победим Александра и возьмём его руками». Александр, готовясь к битве с немецкими рыцарями, обращается к Богу и просит его «рассудить распрю с народом высокомерным».

2. Каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести?

Последний подвиг Александра — это поход в Золотую Орду к хану Батыю. Монголы сгоняли людей, находившихся под их властью, в свои войска и заставляли воевать вместе с ними. Князь Александр поехал в Орду для того, чтобы выкупить русских воинов. Повесть говорит об этом так: «Князь же великий Александр пошёл к царю, дабы отмолить людей от беды той».

3. Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? Произнесите эти слова вслух и объясните их смысл.

Автор описывает горе суздальцев от лица митрополита Кирилла такими словами: «Чада мои! Разумейте, зашло солнце земли Суздальской». Солнце было на Руси символом благополучия и силы. Князь Александр являлся зашитой и опорой Ростово-Суздальского княжества, поэтому после его смерти митрополит говорит, что теперь «зашло солнце земли Суздальской».

4. Составьте небольшой словарик характерных для этого текста слов, которые могут использоваться сегодня и которые "ушли в прошлое", например: самовидец, деяния, разгорелся сердцем, сеча, распря, отмолить от беды и т. д.

Словарь устаревших слов: самовидец — очевидец;
деяния — поступки;
разгорелся сердцем — почувствовал эмоциональный подъём, всплеск энергии;
сеча — жестокая рубка, яростный бой;
распря — конфликт между своими, мешающий общему делу;
отмолить от беды — помочь спастись, отговорить врага от совершения злого действия;
сей — этот; ратный — воинский, боевой;
дружина— личное конное войско князя, в отличие от ополчения
брань — война, сражение, битва;
сродник — свой, родня, связанный с кем-либо кровным родством:
чадо — дитя, ребёнок: духовный сын или дочь;
зеница — зрачок;
очи — глаза;
вельможа — особа знатного рода и звания либо высокого сана, вообще человек важный и знатный;
Богу дух свой предал с миром — без боязни, с доверием к Богу умер, завершив свои труды на земле.

Развивайте дар слова

1. Подготовьте устную или письменную характеристику князя Александра, используя художественные средства повести.

Был же князь Александр, сын князя великого Ярослава, урождён во времена для Руси лихие, неспокойные. Дат Бог ему силу великую, рост высокий и голос звучный, дабы наводить страх на неприятеля, лицом же был он прекрасен, подобно Иосифу. Жизнь свою положил он на защиту земли Русской, и не только жизнь положил, но и гордость свою превеликую, ибо дано было ему прозревать путь истинный, и очи его зрили в сей мир, видя будущее всех своих деяний. Поэтому и совершал он их со смирением, предавая в руки Господа родную землю. Был он на брань скор и к ворогам беспощаден, коли разгорался сердцем, и повергал он тогда неприятелей бесчисленное множество, совершая в ратном пылу деяния великие. Он же знал правду сиих времён и прогнал легатов римских, папой посланных, уберегая веру народа своего и отцов своих, хоть и предлагали ему хитрые посланники папы союз супротив царя страшного и великого, ордынского царя Батыя, сына Джучиева. А когда вызвал Батый его в город свой, что на Волге стоял и назывался Сарай-Бату, то поехал к нему со смирением, вверив жизнь свою Богу и печалуясь о распрях в земле Русской. Батый подивился мудрости и храбрости князя и сделал его своим другом, поставив надо всеми русскими князьями. Когда же Александр предал с миром дух свой Богу, то плач великий разнёсся по городам, а исполненные печали и благодарности потомки стали чтить его как князя благоверного и святого.