Из древнерусской литературы

1. Что вы помните из древнерусской литературы по предыдущим классам? Какие произведения запомнились? Расскажите об одном из них.

В предыдущих классах изучались отрывки из таких произведений древнерусской литературы, как «Поучение» Владимира Мономаха. «Повесть временных лет». «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Наиболее запомнились отрывки из «Повести временных лет». В древнерусской литературе летописание занимает центральное место. Развивалось оно в течение восьми веков, с XI по ХVIII век. Летописцы не имели обычая указывать свои имена. В основном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руководством мастеров. Составлялись летописи по поручению князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец XV века заявлял, что писать надо правду даже в том случае, если она кому-то не нравится. В основе всего древнерусского летописания лежит «Повесть временных лет». Это древний летописный свод, составленный монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года. Название «Повесть временных лет» закрепилось в науке с ХVIII века. Это произведение было основным источником сведений о прошлом русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. В то же время это книга, рассказывающая, как надо и как не надо поступать. Источниками «Повести...» были ранее написанные литературные русские памятники и в отдельных случаях переводные византийские, княжеские и монастырские архивы, народные предания и фольклорные произведения, рассказы очевидцев. В «Повести...» нашли отражение и личные впечатления составителей. «Повесть...» написана древнерусским языком, доступным жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи. Иногда древнерусская речь смешивается с церковнославянской.

Основа летописи — хронология: погодные записи, то есть записи, рассказывающие о событиях, которые произошли в определённый год. По своему составу летописный свод, кроме кратких по-годных записей, включает различные жанры литературы той эпохи — повести, поучения, послания, притчи, жития, предания. былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, а также записи устных рассказов, договоры. Начинается «Повесть временных лет» со вступления, в котором рассказывается о распределении земли после библейского потопа между сыновьями Ноя. Далее идут записи о славянских племенах, их происхождении, об их географическом размещении, обычаях и нравах, о путешествии апостола Андрея по Руси и основании Киева. Летописцу было важно показать божественное происхождение Русской земли. Собственно летописные погодные записи начинаются с 852 года и доводятся до 1113 года. В 860 году северные русские и нерусские племена изгнали варягов за море, не давая им дани, и установили государство. пригласив к себе на княжение трёх братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик княжил в Новгороде, потом в Киеве. Так возникла династия Рюриковичей, единая для всей Руси. Летописец не поясняет, почему происходят те или иные события. Если же событие очень волнует летописца и требует объяснений, он ссылается на величие Господа и промысел Божий.

Одна из самых важных тем, которые привлекают внимание летописца, — тема добра и зла. Источник добра в мире — Бог и слуги его: ангелы и святые. Источник зла — дьявол и его слуги, бесы. Бесы изменяют свой облик и творят зло. Летописец уверен, что жертвой бесов могут становиться не только отдельные люди, но и целые города. Бог устроил мир так, а не иначе, чтобы человек научился преодолевать соблазны и сам пришел в царство Божие. Бог терпелив, он сурово наказывает только упорных в грехе. Ангелы не только карают человека. но и несут ему помощь.

Герои летописи предстают перед нами в двух ипостасях: идеальных героев или злодеев. Безусловные герои — князья Олег и Святослав, Борис и Глеб. Всеволод Ярославич и Владимир Мономах. Типичный злодей— Святополк Окаянный. Некоторые князья в разное время оказываются то героями, то злодеями. Княгиня Ольга жестоко наказывает древлян за смерть мужа, нарушая заповедь «не убий», но в последующих сюжетах предстаёт перед нами в образе мудрой и святой. Князя Владимира в некоторых эпизодах мы видим как человека, живущего в грехе. После крещения Руси он явлен нам как святой. Князь Олег с легкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своем пути: он без боя берет Смоленск и Любеч, хитростью овладевает Киевом: не встречая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идет походом на Царьград — греки не оказывают ему никакого сопротивления. Олег запутывает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колёса и так на колёсах въезжает в Царьград. Олег, мудрый и вещий, не пьёт вина, отравленного греками. Умирает он как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной вещим прорицателем, — от укуса змеи. В «Повесть временных лет» включены народные предания — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о белгородском киселе (под 997 г.). В первом предании ремесленник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира. «Сказание о белгородском киселе»— история об обмане врагов хитростью. Герои этих преданий — не князья, а простые русские люди, своей личной инициативой освобождающие родную землю от врагов. Летопись имеет исключительное значение как исторический источник. Для изучения древнерусской литературы особенно ценны литературно-художественные тексты, включенные в свод.

2. Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы? В чем своеобразие русской литературы XVII века?

Внимание авторов древнерусской литературы прежде всего привлекали темы духовного и воинских подвигов. Своеобразие русской литературы XVII века в том, что она уходит от описания крупных событий и всё чаще обращается к литературному вымыслу и бытовым поучительным зарисовкам. Героями древнерусской литературы XVII века становятся теперь не только святые, князья и бояре, но и простой люд — крестьяне. Связано это явление с «обмирщением» культуры, то есть с переносом художественных интересов из религиозной сферы в сферу мирскую, светскую.