К стр. 112
1.Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли.
2.Кто из героев особенно понравился вам? Кто из них вызвал другие чувства?
Посреди героев этой сказки мне приглянулись юная царевна, богатыри и королевич Елисей, а мачеха вызвала чувство возмущения.
3.Какая сказка — «Спящая царевна» Жуковского или «Сказка о мёртвой царевне...» Пушкина ближе к народной? Обоснуйте свой ответ. Какая из них понравилась вам больше? Чем?
Сказка Пушкина поближе к народной, чем притча Жуковского. В пушкинской притче зла царевне вожделеет не сторонняя колдунья, а злая мачеха, как это обычно бывает в российских народных сказках. Пушкин употребляет чудесные числа Семь и 3: царевна попадает к 7 богатырям, Елисей трижды обращается за помощью к месяцу, солнцу и ветру. Принципиально, что королевич обращается именно к силам природы.
В пушкинской притче, как и в сказке Жуковского, есть зачин и концовка, но в отличие от Жуковского Пушкин почаще употребляет ритмичные повторения, к примеру, «путь-дорога», «царь-отец», «росла, росла», «красавица-девица»; употребляет неизменные эпитеты, к примеру, «с белоснежной зори», «черной зависти полна», «в светлой горнице», «стол дубовый», «красная девица».
Сказка Пушкина нравится мне больше, так как она более духовная, чем сказка Жуковского.
4.Что в описании проводов царя и ожидания его царицей создаёт особенно грустное настроение?
Когда королева прощается с царем, ей очень обидно. Грустное настроение передается при помощи описания одиночества царицы. Она одна посиживает перед окном и глядит в поле так, что даже захворали глаза от напряжения. Даже когда проходит девять месяцев, она не сводит с поля глаз. Поэт преумножает, что царевна лицезреет всегда вьюгу и снег, так как правитель уехал весной, потом было лето и осень. Но это преувеличение помогает подчеркнуть одиночество королевы.
5.Как вы понимаете строчки: «Тяжелёшенько вздохнула, Восхищенья не снесла И к обедне умерла...»?

У королевы родился ребенок, и ей нельзя было беспокоиться. Когда она увидела царя, то ощутила такое волнение, что здоровье не выдержало. Королева погибла к моменту начала обедни, другими словами церковной службы.
6.Похожа ли новая, «другая» царица на первую и что вы можете сказать о ней? Прочитайте пушкинские строчки, рассказывающие о новой царице.
Новая царица не похожа на первую. Первая любила мужа, а вторая любит только себя. Пушкин пишет о ней:
Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
7.Понравилась ли вам царевна? Как объяснить, что стихотворные строчки о ней начинаются со слова «но»: «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась — и расцвела»? Кому противопоставляет её автор?
Симпатии читателей вызывает царевна. Стихотворные строчки о ней начинаются с союза «но», так как Пушкин противопоставляет молоденькую царевну королеве, ее мачехе.
8.Чего добивалась царица от зеркальца и почему Пушкин называет её по-разному: царица, баба, гневная царица, злая царица, злая мачеха? Какое из этих слов выражает в полной мере причину её недоброго отношения к царевне?
Королева добивалась от зеркальца уверения в том, что она самая прекрасная. Пушкин именует по-разному героиню сказки, чтоб выделить, что в некие моменты она ведет себя как королева, в другие просто как баба, в третьи конкретно как злая мачеха. Королева относится к юный царевне с ненавистью, когда узнает, что царевна стала милее, румяней и белоснежнее. Она ведет себя не как королева, как завистная баба и злая мачеха.
Полностью выражает предпосылки недоброго дела к царевне словосочетание «злая мачеха».
9.Какие черты характера открываются нам в царевне и в богатырях? Как богатыри относятся к царевне и почему?
Когда царевна попадает к богатырям, мы узнаем ее характер. Она обходительная, работящая, умеренная, хорошая, хозяйственная. Богатыри наблюдательные, смелые, рачительные, залихватские. Они по обожали царевну за красоту, доброту и нежную заботу, желают жениться на ней, но уважают ее чувства.
10.Чем интересны обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру? Как проявляются в этих обращениях тревога, волнение, печаль, радость королевича Елисея? Подтвердите интонацией при чтении.
Воззвания Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклору. В этих воззваниях проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства появляются в ласковости воззваний, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в напористом повторении головного вопроса:
Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
11.Прочитайте сцену (эпизод) разговора царевны с Чернавкой. Как вы понимаете этот эпизод?
Царевна умоляет Чернавку пощадить ее, обещает наградить. Чернавка любит молоденькую царевну и осознает, что та ни в чем же не повинна. Она отпускает царевну и гласит ей: «Не кручинься, Бог с тобой». Христиане веруют, что Бог всегда помогает праведникам, и Чернавка уповает, что Бог поможет царевне.
12.Прочитайте пушкинские строчки и скажите, в чём разница на-строения и музыкального тона этих строчек. В чём причина этой разницы?
И молва трезвонить стала:И трубит уже молва:
Дочка царская пропала!Дочка царская жива!
1-ая фраза звучит неуверенно, как-то дребезжаще, 2-ая уверенно, утверждающе, отрадно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк делают звуки, из которых складываются слова. К примеру, слово «трезвонить» начинается теми же знаками, что и слово «трубит». Но 1-ое слово дребезжит (звук [р’] мягенький, сочетание [зв]), 2-ое слово звучит уверенно ([р] жесткий, верно слышится звук [у]), его крепит слово «уже», в каком тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже делает воспоминание неуверенности. Во 2-м двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
Будьте внимательны к слову
К стр. 113
Исключительно в авторской притче могли повстречаться такие выражения: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив ритуал грустный, вдруг погасла жертвой злости. Остальные перечисленные выражения свойственны для народной речи.
Литература и другие виды искусства
К стр. 113-114
1. Знакомы ли вы с иллюстрациями к этой пушкинской сказке Т. Мавриной, Е. Пашкова, художников Палеха? Какие из иллюстраций этих художников, по вашему мнению, точнее отражают внешний и внутренний облик героев?
Мы познакомились с иллюстрациями Т. Мавриной и палехского художника Е. Пашкова. По моему воззрению, иллюстрации Пашкова более точно отражают наружный и внутренний вид героев.
2. Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны? Чем они вам интересны?
По сказкам А.С. Пушкина Н.А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д.Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попке и работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую смешную оперу «Ай да Балда!».
Более известна опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.
Куски этих музыкальных произведений использовались режиссерами при разработке мультов по пушкинским сказкам.
3. Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, — грустная или весёлая, быстрая или медленная, резкая, чёткая или плавная — могла бы сопровождать стихотворные строки, посвящённые первой царице, царевне, богатырям и Елисею, ца- рице-мачехе?
Строчки, посвященные первой королеве, могла бы аккомпанировать неспешная, плавная и печальная мелодия. Строчки, посвященные царевне, — не очень стремительная и тоже плавная; царице-мачехе — резкая мелодия с перепадами ритма, другими словами то стремительная, то неспешная. Богатырям соответствует точная, радостная, залихватская музыка.
4.Какие фильмы, телефильмы, диафильмы на тему этой сказки вам известны? Какие события, эпизоды вы положили бы в основу фильма, если бы вам понадобилось подготовить спектакль или фильм по этой сказке?
По этой притче сняты художественный кинофильм и мультфильмкинофильм. Есть два диафильма: с рисунками художника Е. Мешкова и с рисунками Л. Панова.
Главные эпизоды: королева ожидает царя; королева рождает малыша и погибает; правитель женится 2-ой раз; королева смотрится в зеркальце; королевич Елисей сватается к царевне; королева приказывает Чернавке убить царевну; Чернавка отводит царевну в лес; царевна заходит в дом богатырей; разговор царевны с богатырями; богатыри сватаются к царевне; королева угрожает Чернавке; старушонка кидает царевне яблочко; царевна кусает его и погибает; богатыри хоронят царевну; Елисей обращается к Солнцу, Месяцу и Ветру; Елисей ударяется о гроб царевны; свадьба.
Проверьте себя
К стр. 114
Одна из сказок А. С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». Назовите эту сказку
«Сказка о золотом петушке» заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
Фонохрестоматия
Стр. 114
1.Чем напоминает сказка А. С. Пушкина сказку В. А. Жуковского?
В сказке А.С. Пушкина есть эпизоды, напоминающие сказку В. А. Жуковского: злая старушка (мачеха — у Пушкина, злая кольдунья — у Жуковского) погружает красивую даму (царевну) в смертельный (Пушкин) либо просто сон (Жуковский), а выручает ее красивый и смелый принц.
2.Послушайте ещё раз диалог нищенки и царевны. Какие особенности характера персонажей сумел передать актёр в своём чтении? Попробуйте сами прочитать этот диалог, выражая чувства и настроения участниц разговора.
Царевна очень рачительная, доверчивая — не соображает, почему лает пес. Нищенка же изо всех сил старается показаться хорошей, но в ее речи проскальзывает настоящий настрой: «Пёс окаянный победил, чуток до погибели не заел».
4.Королевич Елисей трижды обращался с вопросом к силам природы. Какие чувства, переживания героя слышим мы в голосе чтеца при каждом обращении?
Поначалу Елисей обратился к солнцу: он еще полностью бодр. Потом пришел черед месяца: принц ожидает его, тоскуя, и уже молит об ответе. Ответ был неутешительным, но Елисей не пал духом, а продолжил поиски и обратился к ветру: тут он вызнал, что царевна мертва, но снова же не отчаялся и не отправился домой, а побежал быстрее поглядеть на нее.
5.Какими средствами звукозаписи передаётся радостное, праздничное настроение в традиционно счастливом конце сказки?
Передать удовлетворенное, торжественное настроение в конце сказки помогает соответственная музыка, идущая фоном.