Зощенко - признанный юморист и сатирик первой половины XX века, «мастер смеха», «король смеха», как его называли современники. Необычной, яркой и драматической была судьба писателя М. Зощенко. Он родился в начале XX века в небогатой интеллигентной семье. Отец Зощенко был художником. «Его картины, - говорил сын Зощенко, по воспоминаниям II. Лавута, - имеются и в Третьяковской галерее, и в Академии художеств, и в Музее революции». Мать будущего писателя, несмотря на то что на руках у пес было восемь детей, находила время, чтобы писать рассказы и печатать их в 1азете «Копейка». У М. Зощенко рано появилась мысль о том, что его призвание - литература, что он должен быть писателем. Поэтому он стремился увидеть мир, узнать жизнь, чтобы потом описывать ее в своих произведениях.
Современники писателя, его друзья, коллеги по перу вспоминают о многогранной, разносторонней деятельности Зощенко в молодые годы. К.И. Чуковский, известный писатель, вспоминает: «Ему (Зощенко. - М.Г.) не было еще 27 лет, а он успел побывать и столяром, и сапожником, и телефонистом, и штабс-капитаном 16-го гренадерского мишрельского полка, и милиционером, и плотником, и актером, и красным командиром, и агентом уголовного розыска, и бухгалтером, и контролером на железной дороге, - словно он специально готовился к своей единственной и важнейшей профессии - изобразителя нравов 182 современных ему людей и людишек...» Действительно, познание множества профессий (а их было несколько десятков!) предоставило будущему писателю богатейшую возможность узнать жизнь во всех ее разнообразиях, познакомиться с людьми разных социальных слоев, культуры, образования, психологии, что впоследствии сыграло значительную роль в его литературной деятельности.
С самого начала Германской войны, в 1914 г., когда ему было 20 лет, М. Зощенко ушел добровольцем на фронт, где командовал ротой, потом батальоном и получил за храбрость четыре боевых ордена (среди них Георгиевский крест - редчайший из орденов) и чин штабс-капитана. На фронте он был тяжело ранен, отравлен ядовитыми газами, «заработал» порок сердца.
При Временном правительстве, как вспоминал сам писатель, он был и начальником почт и телеграфа, комендантом Главного почтамта в Петрограде, секретарем полкового суда в Архангельске.
Революцию 1917 года встретил с надеждой на лучшую жизнь народа. В годы Гражданской войны, опять добровольцем, вступил в Красную Армию: сначала служил пограничником в Стрельне и Кронштадте, был командиром пулеметной команды и адъютантом, участвовал в боях против белых генералов, однако вскоре по болезни вынужден был уйти из армии. Демобилизовавшись, он попробовал себя во многих профессиях и не жалел об этом: его жизненный опыт, встречи с разными людьми, разных профессий дал ему богатый материал для многих его сатирических рассказов.
После сложных лет революции и нэпа, в середине 20-х годов, когда новая Россия переживает все тяготы и последствия тяжелейших послевоенных и послереволюционных годов, когда происходит кризис во всех областях жизни - кризис политический, экономический, нравственный, состоялся дебют молодого писателя. Его творчество сразу получает признание. По воспоминаниям В. Шкловского, Зощенко испытал необыкновенный читательский успех. Книги его раскупались повсюду, мгновенно, как только они появлялись на книжных прилавках; его читали везде, нередко выдавая «его рассказы за истинное происшествие». Говорили, что не было, казалось, такой эстрады, с которой бы ни читались его рассказы «Баня», «Аристократка», «История болезни» и многие другие. Не было ни одного издательства, которое не выпустило хотя бы одну его книгу, многие его повести и рассказы переиздавались многократно. «Этот человек, - вспоминает другой известный русский писатель, Константин Федин, - был первым из всей молодой литературы, который, но виду, без малейшего усилия, как в сказке, получил признание и в литературной среде, и совершенно необозримой читательской массе. Он действительно проснулся в одно прекрасное утро знаменитым...» Кажется невероятным, но уже в 1928 году, через 7 лет после появления первых рассказов писателя, о нем, его жизни и творчестве, появилась солидная академическая книга в научном издательстве «Академия», в серии «Мастера современной литературы» (само название серии, в которой была издана книга о Зощенко, - «Мастера...», говорит о признании его как очень талантливого писателя). А в 1929 году было издано собрание сочинений М. Зощенко. Вступительная статья к этому собранию сочинений начиналась такими словами: «С именем М. Зощенко связана крупная литературная удача».
Успех раннего Зощенко был легендарным; уже тогда он заслужил славу самого веселого писателя Советского Союза. Интересен тот факт, что литературное творчество М. Зощенко высоко ценил его современник, замечательный русский писатель М. Горький. «А юмор Ваш я ценю высоко, - сообщал он писателю. - Своеобразие его для меня - да и для множества грамотных людей - бесспорно...» «Отличный язык выработали Вы, Михаил Михайлович, и замечательно легко владеете им. - писал М. Горький, едва ознакомившись с произведениями молодого писателя. - И юмор у Вас очень «свой»... Данные сатирика у Вас - налицо, чувство иронии - очень острое...» «Вообще,- вспоминает писатель Л. Пантелеев, - Алексей Максимович очень 184 часто вспоминал Зощенко, очень любил его и всегда, когда заговаривал о нем, как-то особенно, по-отечески улыбался».
Смех в сатирических произведениях М. Зощенко является лишь фоном для нот боли и горечи («смех сквозь слезы»). За внешней простотой рассказов писателя возникают острые актуальные проблемы, он продолжает традиции классической русской сатиры (веселая форма - и идущее от глубокой сердечной боли гражданское содержание). «В большинстве его рассказов - чувство горечи и стыда за человека нового общества», «творца новой жизни», невежественного, малокультурного, стремящегося к мещанскому благополучию, сытости, не живущего, а выживающего в новых условиях, когда главной линией пришедших к власти стал лозунг: «Кто был ничем, тот станет всем», понимаемый зачастую примитивно - буквально.
М. Зощенко - писатель большой темы, большого гражданского чувства, большой встревоженной, не знающей успокоения совести. «Я подумал о смехе, - скажет он однажды, - который был в моих книгах, но которого не было в моем сердце». Жена писателя в дневнике от 16 июля 1923 года пишет: «...говорил, что его до сих пор никто не понимает, как нужно, смотрят на него в большинстве случаев, как на рассказчика веселых анекдотов, а он совсем не то». Довольно долго существовало суждение, что Зощенко - безыдейный смехач (по мнению официальных советских критиков), автор безобидно-смешных анекдотов. Да, М. Зощенко - действительно признанный теперь автор юмористических и сатирических произведений первой половины XX столетия (его называли «мастером смеха», «королем смеха»). Революцию 1917 года писатель воспринял с затаенной надеждой, с верой в то, что она приведет к новой жизни, к появлению свободных и счастливых, умных и порядочных людей. Однако этого не произошло. Утверждалась мещанская мораль, превалирующим стал тип мещанина — человека, стремящегося к спокойному благополучию, сытости, человека самодовольного, циничного, малокультурного. «Жизнь такая смешная. Скучно как-то существовать на земле!» - это парадоксальное, на первый взгляд, восклицание писателя передает его горькое, тоскливое восприятие жизни в те годы. В тридцатые годы писатель издает сборники рассказов «Сентиментальные повести», «Голубая книга», пишет «Исторические повести», работает в ленинградских газетах - пишет фельетоны, представляющие собой отклик на письма читателей, а также на радио и в сатирическом журнале «Крокодил».
М. Зощенко во время Великой Отечественной войны был журналистом, писал сценарии фильмов, пьесы для театров.
Послевоенные годы были тяжелыми, драматическими для писателя. Его творчество было подвергнуто жесткой критике, он был исключен из Союза писателей. В это время он совершает смелый гражданский поступок, для многих который кажется безрассудным - пишет письмо И.В. Сталину, в котором пытается снять с себя обвинения в антисоветчине. «Я никогда не был антисоветским человеком. В 1918 г. я добровольцем пошел в ряды Красной Армии и полгода пробыл на фронте, сражаясь против белогвардейских войск.
Я происходил из дворянской семьи, но никогда у меня не было двух мнений - с кем мне надо идти - с народом или с помещиками. Я всегда шел с народом. И этого от меня никто не отнимет...
...Меня самого никогда не удовлетворяла моя сатирическая позиция в литературе. И я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. Но это было нелегко сделать - так же трудно, как комическому актеру играть героические образы. Можно вспомнить Гоголя, который не смог перейти на положительные образы...» (Из письма М. Зощенко И. Сталину от 26 августа 1946 г., после исключения его из Союза советских писателей. (Архив М. Зощенко.)
Через семь лет, в 1953 году, после смерти Сталина, М. Зощенко вновь был принят в Союз писателей. До самой смерти он работает в журналах «Огонек» и «Крокодил».