Общечеловеческий смысл басен И.И. Хемницера

И.И. Хемницер - известный поэт-баснописец XVIII века. При его жизни был опубликован лишь небольшой сборник его басен (в него вошли 33 басни писателя). Только после его смерти друзья поэта - известный русский архитектор, художник, поэт и музыкант Николай Александрович Львов и Василий Васильевич Капнист, русский драматург и поэт, опубликовали полный сборник басен И.И. Хемницера - «Басни и сказки И.И. Хемницера, в 3-х частях» (1799 г.).

Общее содержание басен И.И. Хемницера достаточно разнообразно, но их все объединяет то, что поэт пишет о нравственности, о нравственных законах. Для него главный интерес представляет человек - его личность, положение в обществе, его взаимоотношения с людьми. В своих произведениях И.И. Хемницер говорит о человеческом достоинстве, правде, честности, пользе труда, о просвещении. И вместе с этим он обличает многие пороки современной ему жизни - бесчеловечность, поклонение богатству, невежество, взяточничество, бесчеловечность, все то, что отсутствовало в его характере и в жизни: по воспоминаниям современников, он был очень добрым, справедливым, бескорыстным и достойным человеком.

И.И. Хемницер много сам пережил, многое видел и испытал, и поэтому подмеченные им стороны современного ему общества 54 очень точны и верны. Как писали его современники (проф. Галахов, H.A. Львов и др.), басни И.И. Хемницера служат верным отражением его характера и жизни.

Хемницер - тонкий наблюдатель, способный проникать в глубины человеческой души и анализировать ее свойства.

Мы люди - и губим людей,

И зло от нас и к нам стремится.

Кого сегодня мы браним,

Кого сегодня унижаем,

С тем завтра дружно говорим,

Того же завтра возвышаем,'

И ту же поврежденну честь,

Сплетая нову ложь и лесть,

Честей всех лучше называем.

В обманах вечных жизнь ведем,

От лести к лести переходим,

И только в обращеньи сем Мы утешение находим:

Кого как лучше провести,

Других столкнуть, себя взвести,

Вот в чем мы век свой весь проводим.

Нарисованная в этом стихотворении картина жизни и человеческих отношений - точна и правдива, сохранила свое содержание до наших дней, т. к. в ней показана глубина природы человеческих отношений.

Отличительными особенностями басен И.И. Хемницера являются простота и краткость нравоучений, простота изложения, «злая наивность», по верному замечанию исследователя жизни и творчества И.И. Хемницера в XIX веке И.М. Тернов - ского (Терновский И.М. Хемницер и язык его басен. Воронеж, 1885), при всей их, басен, бесхитростности.

Известный русский баснописец осуждал войны - их бесчеловечность, все зло, которое они приносят. В басне «Два льва, соседи...» (она не была напечатана при жизни И.И. Хемницера) он показывает нелепость войны, которую развязывают только из корыстолюбия и честолюбия, но из-за которой страдает множество судеб:

Два льва, соседи меж собой,

Пошли друг на друга войной,

За что, про что - никто не знает;

Так им хотелось, говорят.

А сверх того, когда лишь только захотят,

Как у людских царей, случается, бывает,

Найдут причину не одну,

Чтоб завести войну.

С гневом говорит И.И. Хемницер о власти денег, которая уничтожает в человеке его достоинство, дает ничтожным и подлым людям власть:

Сей свет таков, что кто богат,

Тот каждому и друг, и брат,

Хоть не имей заслуг, ни чина

И будь скотина;

И кто бы ни был ты таков,

Хоть родом будь из конюхов,

Детина будешь как детина;

А бедный, будь хоть из князей,

Хоть разум ангельский имей

И все достоинства достойнейших людей, -

Того почтенья не дождется,

Какое богачу всегда уж воздается.

«Хемницер, - пишет исследователь Н. Степанов, - неоднократно возвращается к вопросу социального неравенства, несправедливости того общественного порядка, при котором бес - чиновные и неимущие труженики обречены на нищету и унижение со стороны богатых и знатных тунеядцев». Эта мысль является основной в басне «Конь верховый», где простая труженица-кляча противопоставлена «гордому», «верховому» коню. Конь - важен, хвастается своим убором, хвалится тем, что все уступают ему дорогу. В ответ на это скромная рабочая лошадь справедливо ему отвечает:

Несносна кляче спесь коня.

«Пошел, хвастун! - ему на это отвечает. -

Оставь с покоем ты меня.

Тебе ль со мной считаться

И мною насмехаться?

Не так бы хвастать ты умел,

Когда бы ты овса моих трудов не ел».

Эта басня И.И. Хемницера предвосхищает известную басню великого русского баснописца И.А. Крылова «Листы и Корни», в которой сатирически высмеивается паразитизм господствующих классов, живущих за счет народа и уверенных в том, что только их трудом держится земля.

И.И. Хемницер высмеивает и осуждает лицемерие, скупость богатых, состоятельных людей. В его басне «Благодеяние» вдова, неожиданно разбогатевшая, всем и везде громко говорит о своем желании помогать бедным. Но когда к ней приходит нищий просить милостыню, она отказывает ему:

«Суди Бог, - говорит, - кто бедных покидает».

И нищему большой гнилой сухарь несет.

Баснописец в своих произведениях выступает против беспрекословной покорности человека, он уверен, что человек должен быть свободным - тогда он будет и счастливым. В своей басне «Воля и неволя» он рассказывает, как голодный волк встречается с сытой собакой; та хвастается своей счастливой жизнью - беззаботной, сытой, роскошной, тем, как много еды ей достается от хозяина. Волк, «сраженный» ее рассказом, хочет уже идти к ее хозяевам, но вдруг замечает у нее на шее следы от привязи.

«На привязи? — тут волк вскричал. -

Так ты не все живешь на воле?

-  «Не все; да полно, что в том нужды? - пес сказал.

-  «А нужды столько в том, что не хочу я боле

Ни за что всех пиров твоих;

Нет, воля мне дороже их,

А к ней на привязи, я знаю, нет дороги!»

Сказал, и к лесу дай Бог ноги.