Как учился A.C. Пушкин

А.С. Пушкин вспоминает годы учения в Царскосельском лицее как один из самых счастливых периодов своей жизни. Здесь он познакомился со сверстниками, ставшими его верными друзьями на всю жизнь: Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, В. Одоевский... Судьба свела его в годы учебы с неординарными людьми - учителями лицея: это молодые профессора А.П. Куницын, И.К. Кайданов, Я.И. Карцев, Н.Ф. Кошанский, талантливые люди и талантливые педагоги. Именно здесь развился талант будущего гениального поэта России, именно здесь его талант был признан широко известными талантливейшими поэтами его времени - Державиным, Карамзиным, Жуковским, Батюшковым.

Царскосельский лицей был открыт в 1811 году. До 1843 года это было мужское высшее привилегированное закрытое учебное заведение в России (Царское Село) для детей дворян. Предназначалось для подготовки преимущественно высших государственных чиновников. Имел права университета. В 1844 - 1917 годах - Александровский лицей в Петербурге (Энциклопедический словарь, 1980)

A.C. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей в 1811 году. Этот лицей был привилегированным учебным заведением, целью которого являлась подготовка высших государственных чиновников из детей дворянского сословия.

A.C. Пушкин, уже будучи взрослым человеком, так вспоминал свои лицейские годы:

Златые дни!

уроки и забавы,

И черный стол,

и бунты вечеров,

И наш словарь,

и плески мирной славы,

И критики

лицейских мудрецов!

Черновик стихотворения «19 октября». 1825 г.

Царскосельский лицей задумывался как элитное учебное заведение. В то время по Петербургу ходили упорные слухи о том, что император Александр I хотел воспитывать своих братьев - подростков — Николая четырнадцати лет и Михаила двенадцати лет вместе с детьми знатных сановников и с этой целью организовал Царскосельский лицей.

При поступлении в лицей подростки сдавали экзамены, но главным условием поступления было их происхождение: здесь должны были обучаться будущие государственные мужи, поэтому принимали в лицей детей знатных фамилий. Исследователи считают поступление Пушкина в Царскосельский лицей случайностью, «он не был столь высокого происхождения, чтобы обучаться вместе с великими князьями». Хотя получилось так, что из тридцати поступивших в лицей мальчиков года оказались и дети небогатых и незнатных родителей - возможно, сыграл свою роль тот факт, что первый прием состоялся накануне войны 1812 года, и император Александр I не очень контролировал набор в лицей.

Царскосельский лицей был учебным заведением закрытого типа; это касалось не только сословного порядка отбора воспитанников, но и условий их проживания в лицее: ни разу в течение 6 лет обучения мальчики не имели права отлучаться домой, они жили только в лицее, а с родителями виделись лишь тогда, когда тс ненадолго приезжали в гости. Поэтому все свое время - и время занятий, и внеучебное время - они проводили в стенах лицея.

Режим дня воспитанников был достаточно насыщенным, четким:

«Вставали в шесть утра и шли на молитву.

С семи до девяти занятия.

В девять чай.

До десяти прогулка.

С десяти до двенадцати опять «класс».

От двенадцати до часа - прогулка.

В час обед.

От двух до трех - чистописание или рисование.

От трех до пяти - другие уроки.

В пять - чай.

До шести прогулка, потом повторение уроков - «вспомогательный класс».

В половине девятого - ужин.

После ужина до десяти - отдых (рекреация).

В десять - вечерняя молитва и сон».

Так как основной целью Царскосельского лицея была подготовка будущих государственных чиновников высшего ранга, образование воспитанников было качественным, широким и разноплановым. Царскосельский лицей по своим правам был приравнен к российским университетам.

Преподавали в лицее высокообразованные, талантливые педагоги. Интересно, что все профессора лицея, кроме одного - Давида Ивановича до Будри, были молодыми людьми, им не исполнилось и тридцати лет. Важно и то, что основные науки преподавали русские педагоги, а не иностранные - для России того времени это было новшеством. Если говорить о любимых педагогах Пушкина, то надо назвать прежде всего Александра Петровича Куницына. Это был высокообразованный, просвещенный человек, человек достаточно передовых взглядов, талантливый педагог, относившийся с большим чувством уважения к своим воспитанникам. Вместе с И.К. Кайдановым и Я.И. Карцевым он успешно окончил Петербургский педагогический институт. Как 84 способных студентов всех троих отправили за границу - продолжить там образование. После возвращения они были назначены профессорами в Царскосельский лицей.

Директором лицея был Василий Федорович Малиновский. Он был строг и в то же время справедлив и по-настоящему добр со своими воспитанниками. Он считал, что воспитывающие и воспитуемые - одно сословие, говорил об уважительном отношении к лицеистам. Сам он никогда ни на кого не кричал и очень гордился тем, что в то время Царскосельский лицей был единственным учебным заведением в России, где воспитанников не секли.

Программа обучения в лицее была довольно обширной и включала множество предметов: математические, физические науки, статистика, риторика, словесность, русская и мировая история, чистописание, рисование, пение, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Особое значение придавалось изучению иностранных языков: воспитанники изучали русский, латинский, французский и немецкий языки.

На уроки отводилось семь часов каждый день, правда, с большими перерывами. Каникулы у обучающихся в лицее продолжались один месяц - июль.

Пушкин учился неплохо, многие педагоги говорили о том, что он способный ученик, хотя не возлагали на него особых надежд. Вот как о нем писал один из самых любимых педагогов Пушкина и других лицеистов Александр Петрович Куницын в ведомостях об успехах Пушкина по логике: «Хорошие успехи. Не прилежен. Весьма понятен».

Одиннадцать месяцев в году лицеисты проводили в стенах своего учебного заведения. Понятно, что их жизнь не сводилась только к учебе. В лицее была прекрасная библиотека, и воспитанники проводили там много времени, особенно Пушкин, который считался самым начитанным из воспитанников, и Кюхельбекер, соперничавший с ним в этом.

Одним из самых любимых занятий воспитанников лицея было творчество - они выпускали самые разные и многочисленные литературные журналы: «Царскосельские лицейские газеты», «Императорского лицея вестник», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец» и другие и поочередно выступали то авторами, то редакторами - издателями.

Пушкин принимал самое активное участие в этих журналах. В журналах «Юные пловцы» и «Неопытное перо» он выступал как издатель, в других журналах помещал свои литературные опыты и рисунки, которые вызывали высокую оценку и у воспитанников, и у педагогов. Хотя нужно сказать, чго Пушкин не сразу был признан первым среди лицейских поэтов — воспитанник Илличевский считался первым стихотворцем.

В своем стихотворении «19 октября», написанном в 1825 году, Пушкин с нежностью вспоминает Царскосельский лицей и друзей, которых он там приобрел:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен - Непоколебим, свободен и беспечен Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила сутьбина И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село...