Подведем итоги - Капитанская дочка

К стр. 218-219

1. Кто главные герои романа? Почему он назван «Капитанская дочка?

Главные герои повести— Гринёв, Маша Миронова и Пугачёв. Повесть названа «Капитанской дочкой», потому что Пушкин хотел сделать акцент на истории драматической любви двух молодых людей, волею случая оказавшихся втянутыми в события крестьянской войны. Но само восстание здесь вторично, этим и объясняется такое название.

2. Известно, что но России в 1831 году прокатилась волна холерных бунтов, вооруженных выступлений. Об этом знал Пушкин. Роман же посвящен народным выступлениям XVIII века. Исследователи пушкинского творчества считают, что истоки настоящего лежали в прошлом России и что там надо было искать и найти ответы на вопросы, которые волновали поэта. Согласны ли вы с этим суждением?

A. C. Пушкина могли интересовать психологические причины русского мятежа как такового именно в связи с холерными бунтами, очевидцем которых он был, и тогда он обратился к наиболее крупному восстанию, чтобы лучше увидеть уже завершённую картину. Сказать же, что между этими выступлениями была прямая фактическая связь, никак нельзя, потому что причины выступлений были различны и по времени и пространству отстояли далеко друг от друга.

3. Приступая к роману, Пушкин изучил документы, манифесты, указы Екатерины II, воспоминания современников Пугачевского восстания, он писал: «Я прочел со вниманием все что было напечатано о Пугачеве, и сверх того 18 толстых томов
разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, проверяя мертвые документы словами еще живых, но престарелых очевидцев..., затем создал научный труд «История Пугачевского бунта».
Найдите на «Карте путешествий А. С. Пушкина те места, где пришлось побывать поэту, когда он подготавливал материалы для исторической повести о Пугачеве и «Капитанской дочки». Расскажите, что вы об этом знаете.

A. C. Пушкин при подготовке материалов о пугачёвском бунте проехал по следующему маршруту: Тверь— Москва — Нижний Новгород— Казань— Симбирск— Оренбург —

Уральск. В Нижнем Новгороде местный губернатор встречал писателя с большим подобострастием, полагая, что он имеет секретную проверочную миссию, является ревизором, и только после получил указание из Петербурга внимательно наблюдать за самим писателем.

4. Сопоставьте отрывки из книги «История Пугачевского бунта Пушкина с прочитанным вами романом. Какие документы, описания событий, по вашему мнению, в той или иной степени отражены в пушкинском тексте "Капитанской дочки" ?
Сравните портрет Пугачева п романе и в «Истории Пугачевского бунта». В чем сходство и в чем разница? Как вы думаете, что старался подчеркнуть А. С. Пушкин, описывая Пугачевское восстание, людей, окружающих своего атамана, офицеров царской армии ?
Известный историк Ключевский признавал, что в «Капитанской дочке» больше истории, чем в «Истории Пугачевского бунта». Как вы понимаете это высказывание? Что хотел сказать этим историк?

Сопоставляя отрывки «Истории Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочки», можно увидеть, как в повести писатель отражал те или иные документы. Во-первых, это портретная характеристика самого Пугачёва. В «Капитанской дочке» она художественно осмыслена и дополнена бытовыми деталями, она динамична, в отличие от исторического портрета, но общее описание внешности соответствует. Отрывок «Пугачёв под Курмышем» похож на рассказ о взятии Белогорской крепости и судьбе командиров гарнизона, повешенных Пугачёвым. В повести в разговоре с Гринёвым Пугачёв как бы прозревает свою судьбу, говоря, что его дружки при случае выкупят свою жизнь его головой, — так в результате и получилось.

Описывая восстание, людей, окружавших своего атамана, офицеров царской армии, A.C. Пушкин старался подчеркнуть их человеческие качества вне зависимости от принадлежности к тому или иному лагерю.

Высказывание историка В.О. Ключевского о том, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачёвского бунта», можно понять в том смысле, что в художественном произведении A.C. Пушкину удалось настолько глубоко вжиться в эпоху и так описать внутреннюю сторону событий, что теряется ощущение стороннего наблюдателя, отгороженного вековым пластом, становятся яснее мотивы людей, наглядно можно представить себе, каким образом желания трансформируются в поступки, а те влекут за собой те или иные следствия.

5. Подготовьте рассказы о действующих лицах романа — Пугачеве, Швабрине, Гриневе, Маше, Савельиче.

Характеристика героям дана в предыдущих ответах.

6. Вспомните, какой пословицей начинается первая глава. Что хотел сказать ею автор? Каковы тема и идея «Капитанской дочки»? Какова концовка романа «Капитанская дочка» и в чем ее смысл?

Пословицей «Береги честь смолоду» писатель хотел сказать, что уже с раннего возраста надо думать о своих поступках и соотносить их с лучшими образцами, потому что иной раз вся жизнь может зависеть от решений, принятых в юности.

Темой «Капитанской дочки» является судьба двух молодых людей, проходящих через драматические испытания. Основная идея произведения: при всяких потрясениях особенно значимо нравственное начало в человеке, умение принимать решения по совести даже в моменты личной опасности, потому что в будущем это даст неизмеримо большую свободу, нежели мелкое приспособленчество.

В концовке A.C. Пушкин выступает как редактор, публикующий чью-то семейную хронику. Это создаёт ощущение достоверности событий. Из концовки становится ясна дальнейшая история рода Гринёвых, то, что спустя полвека все его многочисленные потомки были вынуждены жить по-прежнему в одном Селе.

7. Какие «проверки» устраивает автор Гриневу и Швабрину на честность и на милосердие? В чем смысл четырех встреч героев? Какие особенности человеческих характеров и человеческого общения они раскрывают?

Автор проводит Гринёва и Швабрина через ряд испытаний и соблазнов. Гринёв мог заразиться цинизмом Швабрина, но он со всей душой принимает семейство Мироновых, не издевается над их нехитрой жизнью. Для Швабрина, со своей стороны, в появлении Гринёва возникла возможность вспомнить самого себя в ранней молодости, оставить свой иссушающий сарказм и претензии к жизни. Гринёв мог отказаться от дуэли или донести на Швабрина, угрожающего ему, но он без колебаний пошёл на неравный поединок, защищая честь самостоятельно. Швабрин при этом сознательно шёл на убийство, потому что никак не ожидал, что нежный юноша окажет столь серьёзное сопротивление. Увидев же, что соперник отвлёкся, и понимая, что поединок вот-вот будет завершён, поторопился нанести разящий удар. Гринёв не колебался, обороняя крепость от пугачёвцев, а Швабрин заблаговременно улизнул к мятежникам и попытался погубить Гринёва наветом при казнях в крепости. Только вмешательство Савельича спасло молодого человека.

Испытание властью — самое сложное. Получив власть над Марьей Ивановной, которой он так долго и безуспешно добивался, Швабрин прибегает к насилию и готов обречь девушку на унижения и смерть, лишь бы добиться своего. Гринёв в самых сложных ситуациях непрестанно думает о помощи любимой, а оказав её, отворачивается от Швабрина, не желая унижать его своим торжеством. Уже оказавшись в плену у правительственных войск, Швабрин, понимая, что не сможет уже выпутаться сам, хочет утянуть за собой и Гринёва, клевеща на него и злорадствуя при встрече. Гринёв же только поражён изменениями в недруге и пытается найти в нём какие- то остатки человеческих черт.

Каждая из четырёх встреч Гринёва и Швабрина всё повышает драматизм испытания и цену ответственности за принятое решение. Гринёв с самого начала пошёл по пути открытому и честному, и каждый последующий выбор имел под собой прочный фундамент. Швабрин, напротив, приняв однажды решение подлое и злое, остановиться мог уже со всё большим трудом, даже если бы захотел. Зло затягивает и, один раз допущенное, распространяется по душе очень быстро, отравляя её. Ясно, что Швабрин был полным эгоистом, и его привязанность к Маше Мироновой была такой же эгоистичной. Он думает не о её счастье, но только об ублажении своих страстей, в то время как Гринёв готов жертвовать жизнью ради любимой. Месть, к которой стремится Швабрин, вконец иссушает его, как всегда бывает с человеком, который думает не о созидании, а о разрушении. Гринёв же по ходу повести приобретает всё большую уверенность в высшей справедливости своих поступков, потому что сердцу своему он не изменял.

8. Подняться над жестоким веком, сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни людей, — такой видят главную мысль романа некоторые литературоведы. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Можно ли считать, что Пушкин мечтал, чтобы Гринев соблюдал честь дворянина, Савельич — честь крестьянина и чтобы человечность объединяла все сословия? Какие герои «Капитанской дочки» и когда проявляют человечность (сочувствие, сострадание, доброту, честность)?

С приведённой точкой зрения некоторых литературоведов можно согласиться.

Действительно, каждый из персонажей тогда преуспевает, когда воплощает собой присущие его сословию и социальному положению добродетели. Савельич заботится о барском добре, Гринёв, не нарушая воинского долга, по-доброму относится к Пугачёву, сам Пугачёв оказывает офицеру и дворянину милость из простого, глубоко народного сочувствия. И, напротив, бездействие и внутренняя отчуждённость 68 оренбургского генерала, подлости Швабрина, кровожадность Белобородова выводят их за пределы авторской симпатии. Кроме этого, A.C. Пушкин хотел показать, что, несмотря на все сословные различия, у героев есть объединяющее начало, и имя ему — человечность.

9. Рассмотрите иллюстрации к историческим произведениям А. С. Пушкина. Найдите в тексте и прочитайте эпизоды из повести, изображенные на рисунках. Опишите портреты героев.

На иллюстрации П. Соколова «Савельич останавливает дуэль» изображён следующий момент: «Вдруг я услышал своё имя, громко произнесённое. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке... В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча...» На этой иллюстрации Савельич полон испуга за своего господина и полон готовности заслонить его собой, совершенно не думая о том, что своим криком он отвлёк его внимание. Гринёв замер в полудвижении, недоумённо оглядываясь, а Швабрин, не потерявший хладнокровия, сделал нацеленный выпад и тяжело его ранил.

На картине А. Бенуа «Капитанская дочка» изображены Маша Миронова и Пётр Г ринёв. Маша расстроена и смущена, она опасается за здоровье возлюбленного, Гринёв же от радости даже приподнялся в постели. «Ради Бога успокойтесь, — сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня».

Художник С. Герасимов на картине «Гринёв и Маша Миронова» отобразил следующий эпизод: «Она встретила меня на крыльце. «Что это с вами сделалось? — сказала она, увидев меня.— Как вы бледны!»— «Всё кончено!»— отвечал я и отдал ей батюшкино письмо. Она побледнела в свою очередь». На картине Маша внимательно читает письмо, Гринёв в досаде и тяжёлой нервной задумчивости смотрит в сторону.

Картина того же С. Герасимова «Капитанская дочка» иллюстрирует следующие слова A.C. Пушкина: «Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия». Гринёв только входит во «дворец», и Пугачёв ещё не успел узнать его. Его поза демонстрирует величие и значительность, глаза грозно устремлены на входящего. Его помощники сурово смотрят на офицера, окружая своего предводителя, один из них наклонился и что-то говорит ему вполголоса.

Д. Шмаринов на картине «Капитанская дочка» запечатлел следующий фрагмент: «Надели мне на ноги цепи и заковали наглухо». Кузнец выполняет свою работу, ему всё равно, виновен или нет стоящий перед ним человек, он сосредоточенно возится с цепью. Гринёв, кажется, не совсем понимает, что с ним делают, он глядит на ноги. Губы его плотно сжаты, лицо выражает решимость. Солдат на заднем плане, отвернувшись, ждёт окончания процедуры.

В учебнике приведена ещё одна иллюстрация П. Соколова. «Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну... Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы...». На Машу, упавшую на колени, обращены взоры придворных и самой Екатерины. На лице императрицы благосклонная улыбка, она протягивает письмо для отца Петра Гринёва.