Владимир Владимирович Маяковский

Вопросы и задания (с. 130)

1. Что общего между поэтом и солнцем? Во имя чего поэт готов к ежедневной, будничной, трудной работе?

Общее между поэтом и солнцем то, что оба они «светят»: солнце светит физически, делая день светлым, а поэт освещает путь человека, делая его мысли светлыми.
Поэт готов к ежедневной будничной работе для того, чтобы «у мира в сером хламе» появилась надежда на светлое будущее, чтобы пала «стена теней», «ночей тюрьма» и человек стал жить лучше.

Известно, что Маяковский ввел в стихотворения много новых слов (неологизмов). Назовите некоторые из них.

«Тупая сонница» - полусонное состояние человека, когда он не может созидать.
«До дней последних донца» - жизнь человека заканчивается, она представлена в виде глубокого колодца, имеющего дно.
«Златолобо» - солнце ярко-желтого цвета, оно круглое, как бы имеет золотой лоб.
Неологизмы:
«занежен» - солнце нежится среди облаков, ему легче, чем поэту;
«златолобо» - имеет золотой лоб;
«ясь» — свет;
«взорим» — провозгласим зарю;
«сонница» — сонное состояние;
«трезвонится» - издает много звуков.

3. Найдите в стихотворении авторскую переделку фразеоломов («смотреть в оба., «сколько лет, сколько зим», «ник гвоздей») и объясните, какую роль они играют в тексте. Какие значения слова "светить" появляются в тексте Маяковского? С помощью каких средств изображения автор раскрыпростоту и величие будничного труда поэта и солнца? В чем главная мысль стихотворения? Сумел ли поэт убедитьв своей правоте?

«Смотреть в оба» — «Идешь... - и светишь в оба!»
«Сколько лет, сколько зим» — «А тут — не знай ни зим, ни
лет...» Любой фразеологизм используется автором как средство образности, а если он еще «усилен» автором, иначе говоря, творчески переделан, то образность значительно увеличивается.
Слово «светить» в контексте стихотворения приобретает дополнительное значение: «отдавать себя во имя людей, посвятить себя их просвещению ради новой, светлой жизни».
Одним из средств изображения является метафора («Пригорок Пушкино горбил / Акуловой горою, / а низ горы - деревней был, / кривился крыш корою»). Также поэт использует фантастику (солнце приходит к нему в гости) и сравнение (роль солнца в природе сравнивается с деятельностью поэта среди людей)'. Также Маяковский включает в стихотворение разговорную лексику («черт дернул», «заела Роста»), что придает тексту выразительность публицистического стиля. Еше автор использует яркие эпитеты, с помощью которых передается его отношение к описываемому.
Так поэт передает идею стихотворения: труд поэта нелегкий, но он необходим людям, как солнечный свет, без поэзии человечество погрязнет во тьме «обывательщины» и предрассудков. Мысль преподносится убедительно, автор заставляет прислушаться к себе и поверить в свою правоту.

4. Настроение поэта меняется от злости и агрессивности к возвышенно торжественному, потому что найдено решение. Это необходимо показать при чтении.