Итоговые вопросы и задания

К стр. 263-264

1. Дайте определение термину "баллада" и приведите примеры известных вам баллад писателей русской и зарубежной литературы.

Баллада — жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему; произведение в таком жанре.
Примеры: английские баллады о Робин Гуде, «Честная бедность» Роберта Бернса, «Лесной царь» Гете, «Людмила» и «Светлана» В.А. Жуковского, «Песнь о вещем Олеге» и «Утопленник» A.C. Пушкина, «Три пальмы» и «Морская царевна» М.Ю. Лермонтова.

2. Прочитайте самостоятельно любое стихотворение в прозе И С. Тургенева, расскажите, как вы его понимаете.

Завтра! Завтра!
Как пуст, и вял, и ничтожен почти всякий прожитой день! Как мало следов оставляет он за собою! Как бессмысленно глупо пробежали эти часы за часами!
И между тем человеку хочется существовать; он дорожит жизнью, он надеется на нее, на себя, на будущее... О, каких благ он ждет от будущего!
Но почему же он воображает, что другие, грядущие дни не будут похожи на этот только что прожитой день?
Да он этого и не воображает. Он вообще не любит размышлять — и хорошо делает.
«Вот завтра, завтра!» — утешает он себя, пока это «завтра» не свалит его в могилу.
Ну, а раз в могиле — поневоле размышлять перестанешь.
Это стихотворение в прозе предостерегает читателя от лени, нежелания что-либо менять в своей жизни, стремиться, развиваться; от погружения в обывательские мысли о том, что он еще успеет все завтра, а потом послезавтра, по- слепослезавтра и так далее. Автор пишет о том, что с такими мыслями можно дожить до самой смерти и так ничего и не сделать в этой жизни.

4. Какие произведения юмористического или сатирического содержания, прочитанные вами в этом году, показались вам занимательными, важными, интересными? Какие из них вы перечитывали повторно?

Произведения юмористического и сатирического жанра, прочитанные в этом году: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Хамелеон» и «Злоумышленник» А.П. Чехова, «Беда» М.М. Зощенко.

Иллюстрации какого художника вас особенно заинтересовали? Встречались ли вам иллюстрации из учебника в самостоятельно прочитанных книгах? С какими художниками-портретистами и художниками-пейзажистами вы познакомились в этом году? Что прочитали о них? Какие фильмы, спектакли, музыкальные произведения помогли вам лучше понять изучаемые в этом классе произведения?

Иллюстрации, встреченные на страницах учебника в этом году: к былине «Вольга и Микула Селянинович» (И. Билибин), к былине «Садко» (И. Архипов), к «Калевале» (А. Порет), к «Повести о Петре и Февронии Муромских» (И. Пчелко), к «Песне о вещем Олеге» A.C. Пушкина (В. Васнецов), к драме «Борис Годунов» A.C. Пушкина (С. Галактионов), к повести «Станционный смотритель» A.C. Пушкина (М. Добужинский, Д. Шмаринов), к «Песне про... купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова (И. Билибин, Б. Кустодиев, В. Васнецов), к повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя (П. Соколов, Е. Кибрик), к рассказу «Бирюк» И.С. Тургенева (П. Соколов, П. Коверзнев), к поэме «Русские женщины» H.A. Некрасова «Русские женщины» (Н. Бестужев, Д. Шмаринов), к стихотворению H.A. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» (А. Лебедев), к «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова- Щедрина (М. Черемных, Н. Муратов), к повести «Детство» Л.Н. Толстого (А. Вестфален), к рассказу «Злоумышленник» А.П. Чехова (В. Пономарев), к рассказу «Цифры» И.А. Бунина (И. Пчелко), к повести «Детство» М. Горького (В. Дехтерев).
Художники-пейзажисты: И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Б.М. Кустодиев, И.И. Левитан.