Гавриил Романович Державин

Гавриил Романович Державин
(1743-1816)

1. Какие черты определяют личность Г. Р. Державина?

Личность Г.Р. Державина определяли такие качества, как прямота, неумение подстраиваться под начальство, потворствовать его прихотям, слабостям и капризам. Характер его, принципиальный и вспыльчивый, часто приводил то к отставке с должности, то к громким скандалам с вышестоящими чиновниками, а во время подавления Пугачевского восстания главнокомандующий грозил повесить Державина вместе с Пугачевым. Обличительный характер часто носили и стихи поэта, в которых выражалась его гражданская позиция, убежденность в ответственности любой власти перед людьми и Богом. Поэт судил любого человека с позиций высокой нравственности и гражданственности, грозил «сильным мира сего» Божьим судом, если они не будут соответствовать требованиям человечности и порядочности. «Ум и сердце человечье были гением моим», — подчеркнул он в стихотворении «Признание». Поэт никогда не искал почестей и наград, больше всего ценил свободу, о чем не раз говорил в своих произведениях:

Блажен, кто менее зависит от людей,
Свободен от долгов и от хлопот приказных,
Не ищет при дворе ни злата, ни честей,
И чужд сует разнообразных!
(«Евгению, Жизнь Званская»)

2. Подберите цитаты из стихотворений Державина, которые дают представление о темах его творчества.

1) Образ просвещенного и мудрого правителя: Им и время не владеет.

Ниже злато, ни сребро;
Он порядку дел радеет,
Любит общее добро;
Убегая пышных вздоров
И блестящих мелочей,
Он во сане прокуроров,
Всех вельмож, судей, царей
Чтит лишь только человека
И желает сам им быть...
(«Время»)

2) Философская тема: назначение человека, смысл его существования:
А я перед тобой — ничто.
Ничто! — Но Ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт,
Во мне Себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод...
Частица целой я вселенной...
Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб, я червь — я бог!
(Ода «Бог»)

3) Сатирическая тема:
а) обличение неправедных властителей:
Ваш долг есть: охранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
(«Властителям и судиям»)
б) обличение человеческих пороков:
Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
(«Вельможа»)

4) Тема назначения поэта и поэзии:
...Поэзия не сумасбродство,
Но вышний дар богов, — тогда
Сей дар богов лишь к чести
И к поученью их путей
Быть должен обращен, не к лести
И тленной похвале людей...
(«Видение Мурзы»)
...Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.
(«Памятник»)

3. В чем творчество Державина соответствует, а в чем отходит от канонов классицизма?

В начале своего творчества Г.Р. Державин следовал традициям Ломоносова, Сумарокова и Тредиаковского, оставивших образцы «высокого» классицизма, но затем избрал свой особый путь, осознав, что возможности поэтического слова гораздо шире и разнообразнее. Хотя формально Державин неукоснительно следует системе классицистических жанров, он раздвигает ее рамки, показывая иные возможности поэтического мышления. Одним из жанров, которые широко использует Державин, является ода. Так, например в оде «Фелица», посвященной Екатерине II, классицизм проявляется в обрисовке образа царицы, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды десятистрочной строфе. Но вопреки правилам классицизма Державин сумел совместить торжественный стиль оды, сказочную основу и бытовые подробности повседневной жизни. Впервые в классицистической оде был создан не только отвлеченный образ просвещенной императрицы, но и индивидуальный человеческий характер. Нарушал строгие правила классицизма и язык, которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времен Ломоносова теорию «трех штилей». Для оды полагался «высокий» стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят простые («дурачества сквозь пальцы видишь...») и даже встречаются строки «низкого» стиля («И сажей не марают рож»). В этой оде легкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая отличается от торжественно-величавой речи од Ломоносова.
Это же сочетание, казалось бы, несовместимого: жизненных реалий (кляча, сухари, солома) и слов высокого стиля (рать, пылая, бдеть) — свойственно и стихотворению «Снигирь», написанному на смерть великого полководца А. Суворова, и многим другим произведениям. Смешивая слова разных «штилей», нарушая классицистические каноны, Державин создает «живой» поэтический образ, тот «забавный русский слог», который позволил подлинно лирическому «языку сердца» заменить строгие правила и нормы.