Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин
(1745-1792)

1. С кем из людей, облеченных властью, Д. И. Фонвизина сводила судьба? Как это отразилось на его творчестве и жизни в целом?

Многое в жизни великого русского драматурга Д.И. Фонвизина определялось влиянием на его жизнь и творчество известных людей того времени, среди которых был М.В. Ломоносов, директор театров Иван Елагин, глава русской дипломатии Н.И. Панин, князь Г. Потемкин и сама императрица Екатерина ІІ.
Многие исследователи творчества Фонвизина указывали на символичность встречи Ломоносова и Фонвизина — двух «звезд» русского классицизма — одической поэзии и сатирической комедии, вдохновившей будущего драматурга на служение театру, в который он влюбился, увидев его в первый раз. «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно», — скажет он позднее. Эту любовь к театру поддержал директор театров Иван Елагин, увидевший в Фонвизине способности драматурга. Встреча Фонвизина с императрицей Екатериной ІІ, которой он читал свою первую комедию «Бригадир», прославила молодого автора, потому что пьесу императрица похвалила, хотя сатирический талант автора вызвал у нее опасение. Одним из подлинных ценителей таланта Фонвизина стал граф Никита Иванович Панин, один из виднейших государственных деятелей своего времени, с которым драматург будет дружить почти 15 лет. Он станет при дворе «человеком Панина», будет его личным секретарем и другом. Поскольку императрица не любила Панина, человека умного, всегда имевшего свое мнение, ее неприязнь распространялась и на Фонвизина, мешая его продвижению по службе. Фонвизин запишет под диктовку Панина один из первых проектов российской конституции — «Рассуждение о непременных государственных законах» , после смерти своего друга спрячет до обыска его архив, а позже напишет о нем в повести « Каллисфен », рассказав о том, что может сделать честный человек, находясь у власти. Дружба с Паниным во многом сформирует Фонвизина — писателя, общественного деятеля, обличителя нравственных пороков своего времени.

2. Каким образом характерное для эпохи Просвещения утверждение «Писатель — это государственный человек в своем творчестве» реализует Фонвизин?

Утверждение «Писатель — это государственный человек в своем творчестве» имеет самое прямое отношение к жизни и творчеству Д.И. Фонвизина. Заслужив славу хорошего переводчика, он в силу своей профессии занимался переводами не только литературных текстов, но и философских сочинений, политических и нравственных трактатов и выступлений, среди авторов которых были Цицерон, Вольтер и другие философы. Естественно, Фонвизин впитывает в себя многое из философского наследия: его интересуют проблемы общественного устройства, нравственного порядка в государстве, где бы человек мог проявить свои способности и занять достойное место в обществе, невзирая на титулы и звания. Эти мысли становятся его убеждениями и находят отражение в творчестве. Увиденное в светском обществе, прочитанное у философов, впитанное в общении с известными людьми своего времени сформирует у молодого писателя его гражданскую позицию: «Человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руке быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества». Поэтому в своих лучших произведениях Фонвизин выступает как яркий публицист, обличитель пороков своей эпохи. Без этого его комедии не были бы такими злободневными.

3. Почему первые зрители комедии «Недоросль» столь высоко оценили данное произведение?

Вершиной литературного творчества Фонвизина стала комедия «Недоросль», в которой наиболее ярко отразились взгляды и идеи писателя. Комедия имела исключительный успех у публики. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Театр был переполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общества, обратившей особое внимание на политическое содержание комедии. Стародум — это воплощение нравственных истин, высшей справедливости и господства закона для каждого гражданина страны. В речах Стародума зрители услышали высказывания, которые отразили взгляды наиболее передовых и просвещенных людей того времени. Бытовая сторона жизни, существование Простаковых и Скотининых было подвергнуто обличению именно с точки зрения этих передовых людей. В историю литературы комедия вошла именно этими образами, обличающими человеческие пороки.

4. С какой целью автор проводит четкую градацию персонажей в комедии? Какова роль резонёра в произведении?

В своей комедии автор неукоснительно следовал правилу драматического триединства. Его герои соответствуют литературным типам классицизма: они четко делятся на положительных и отрицательных. Первые должны формировать у зрителя представленные о том, каким должен быть человек, и выступать в пьесе как живое воплощение добродетелей. Отрицательные герои — это воплощение человеческих пороков современного Фонвизину общества. Стародум — выразитель идей автора, герой, которого в комедии классицизма называют резонером.