1. Подготовьте короткий рассказ на тему «О литературе XX века», включив в свое сообщение примеры из прочитанных ранее произведений.
О литературе XX века (см. также тут)
XX век для России был веком войн и революционных потрясений, колоссальных промышленных проектов, интенсивного развития науки и техники и, одновременно, жесткого ограничения свободы личности и слова. Всё это впитала и отразила в себе русская литература, которая в результате всеобщей грамотности стала доступна всем слоям русского общества.
Начало XX столетия принято называть «серебряным веком» русской поэзии. В отличие от конца XIX века, когда актуальные общественные проблемы и общечеловеческие вопросы решались на страницах романов Достоевского и Толстого, XX век был ознаменован расцветом стихотворного творчества. Никогда ещё русская культура не знала такого средоточия гениальных поэтов в одном месте, в одно время.
Ярчайшим представителем поэзии серебряного века был Александр Блок. Его раннее творчество овеяно романтизмом, а в поздней лирике и поэмах Блок пытается осмыслить итоги революции, понять смысл крушения старого мира. Поэты серебряного века пытаются выразить то новое, что открылось им с приходом нового века, и ищут для этого новые стихотворные формы. Особенно знаменит своими опытами в области формы стиха был Брюсов. Многие поэты, особенно те, которые называли себя символистами, были настроены мистически, писали прекрасные, но не всегда понятные читателю философско-религиозные стихотворения. К символистам относились Андрей Белый, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус.
Вслед за символистами появляется новое поэтическое движение — акмеизм. Ядро этого движения составили поэты Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. Акмеисты выступали против неясности, туманности стихов символистов. Они любовно и точно описывали внешний мир, уделяя особо внимание деталям. Ещё одним знаменитым литературным направлением стал футуризм, яркими представителями которого были Владимир Маяковский, Велимир Хлебников. Футуристы объявили о решительном разрыве с классической традицией, эпатировали публику во время чтения своих стихотворений, их манифест (основные принципы их творчества) носил характерное название «Пощечина общественному вкусу». «Эгофутуристом» называл себя поэт Игорь Северянин. «Имажинистом» считал себя Сергей Есенин, главной темой творчества которого оставалась тема деревни.
В прозе начала XX века сохраняются темы прозы века XIX. В произведениях Ивана Бунина, А. Куприна ещё звучит мотив дворянской усадьбы, родового гнезда, описывается жизнь дворянства в соприкосновении с простым народом. Но появляются и темы разорения помещиков, наступления нового времени. В литературу, которая до сих пор оставалась уделом дворянского сословия, приходят люди «из народа», например, Максим Горький. Его героями становятся люди «дна», «босяки», со своими удивительными непростыми судьбами.
Революция разделяет русскую литературу на два течения. Часть поэтов и писателей остается в России, приветствуя или просто пытаясь понять и принять новый советский мир; часть эмигрирует на Запад. В числе эмигрантов оказываются Бунин, Владимир Набоков, Алексей Толстой (позже вернувшийся в Россию), Владислав Ходасевич и множество других поэтов, писателей, философов, цвет русской культуры.
Советская власть сразу же вводит строгую цензуру на все произведения печати. «Собачье сердце» Михаила Булгакова, стихотворения Мандельштама, повести Андрея Платонова, роман «Мы» Евгения Замятина стали только через несколько десятилетий доступны читателю. Писателям, чтобы печататься, приходилось идти на сделку с совестью, жертвовать своей творческой свободой, или не печататься вовсе. В 30-е годы происходит расцвет детской литературы - писатели Борис Житков, Даниил Хармс, не имея других возможностей для открытого творчества, создают произведения для детей, ничем не уступающие «взрослым» произведениям по силе выражения, яркости образов.
В 1925 году появляется Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), члены которой практически «монополизируют» литературу, клеймят «буржуазных» писателей. Несмотря на жесткие условия творчества, в 30-е годы появляются такие шедевры, как «Тихий Дон» Михаила Шолохова, ранние рассказы Платонова, «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Ильфа и Петрова, пьесы Евгения Шварца «Тень», «Дракон». С 1941 года тема Великой Отечественной войны становится центральной темой советской литературы. Подвиг русского народа раскрывается в поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского, произведениях Юрия Бондарева, Константина Симонова, Виктора Некрасова.
Период, начавшийся после смерти Сталина, принято называть «оттепелью». Давление власти на литературу стало ослабляться. В 1962 году был напечатан рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о жизни в сталинских лагерях. Развивается жанр «деревенской прозы». Печатаются произведения Юрия Домбровского, Юрия Трифонова, Василия Аксёнова. Тем не менее, огромный пласт русской литературы существует только в «самиздате» - неофициальных, рукописных или отпечатанных на машинке копиях. Появляются новые жанры. В прозе - научно-фантастические рассказы и повести (братьев Стругацких, Александра Беляева, Кира Булычева)', в поэзии — жанры авторской песни, рок-поэзии. В 70-е годы поэзия приобретает необыкновенную популярность. Выступления таких поэтов как Андрей Вознесенский, наряду с концертами современных рок-групп, собирают целые стадионы.
В конце 80-х — начале 90-х годов в связи с ослаблением и развалом Советского Союза, российскому читателю открываются никогда не издававшиеся произведения Булгакова, Ахматовой, Солженицына, Пастернака и многих других «запрещенных» писателей, в том числе и писате- лей-эмигрантов (Набокова, Довлатова, Бродского).
Современная русская литература представлена множеством имён, множеством ярких, оригинальных авторов, но сейчас трудно судить, кто из них выдержит испытание временем, а кто останется авторов, известным лишь узкому кругу современников.
2. Расскажите об одном из писателей XX века или подготовьте отзыв на одно из произведений. (см. также тут)
О Михаиле Булгакове
Сейчас он считается одним из гениальнейших, ярчайших писателей XX века. А при жизни был известен лишь как автор двух повестей - «Дьяволиада» и «Роковые яйца», пьесы «Дни Турбиных». История его жизни — это история Мастера, непризнанного, гонимого художника, который ради сомнительной славы не мог поступиться творческой свободой. Булгаков родился в 1891 году в Киеве. Он изучал медицину в Киевском университете и в 1916 году получил диплом лекаря с отличием. Практиковал в госпиталях — сначала госпиталях Первой мировой войны, войны Гражданской. Булгаков был мобилизован белыми. Став свидетелем зверств большевиков, отступавших из Киева, он решил не допустить их прихода к власти в России. Но в феврале 1920 года он заболел тифом, а когда выздоровел — Белая армия уже была побеждена, путь из Страны Советов — отрезан. Летом 1921 года Булгаков совершает неудачную попытку эмигрировать и уезжает в Москву.
В Москве он с женой поселяется в коммунальной квартире № 50 в доме 10 по Большой Садовой. Трудности коммунального быта становятся кошмаром писателя и, одновременно, неиссякающим источником творческого вдохновения. Днём Булгаков трудится для газет («Накануне», «Гудок»), ночами пишет свой первый роман «Белая Гвардия», повести «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Дьяволиада». Рукопись «Собачьего сердца» у писателя забирают вместе с обыском в 1926 году.
Булгаков обращается ктеатру. Он перерабатывает роман «Белая Гвардия» в пьесу «Дни Турбиных», которая с успехом идёт во МХАТе; пишет пьесы «Зойкина квартира», «Багровый остров», «Кабала святош». На Булгакова строчат доносы за то, что в «Днях Турбиных» он «восхваляет» бывших «контрреволюционеров». В 1929 году все пьесы Булгакова запрещаются к постановке, снимаются из репертуаров театров.
В 1930 году Булгаков, доведённый до отчаяния, обращается с письмом к советскому правительству, просит разрешить ему уехать из СССР. В ответ ему звонит сам Сталин и предлагает поработать в Художественном театре. Но разрешение на публикацию произведений и постановку пьес писатель так и не получает.
В 1938 году Булгаков заканчивает работу над романом «Мастер и Маргарита». Немногие друзья, которым он читает роман, испуганно советуют даже не пробовать его напечатать - слишком ужасными могут быть последствия.
От отчаяния, нервного и душевного напряжения Булгаков тяжело заболевает. Он умирает в 1940 году в возрасте сорока восьми лет. Слава приходит к гениальному писателю гораздо позже. Но это — заслуженная, выстраданная слава, слава настоящего Мастера, который так и не смог пойти на сделку с совестью и ограничить свою творческую свободу. В своих произведениях он доносит до читателя весть о человеколюбии и нравственности, добре, которое побеждает зло, свободе личности, за которую должен бороться каждый человек.
Отзыв на роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» можно без преувеличения назвать «культовым» романом русской литературы XX века. Судьба романа трагическая. Книга была закончена в 1938 году. Булгаков прочитал её немногим друзьям, но о напечатании романа нечего было и думать, особенно в то страшное время репрессий и гонений на свободную мысль. Роман был издан лишь в 1966 году, через 26 лет после смерти автора.
Роман «Мастер и Маргарита» поражает, прежде всего, своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда (сатаны) морочит московских обывателей, перемешаны в романе с лирическими главами, посвященными любви Мастера и Маргариты. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного: по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор «Варьете» становится вампиром. Необычна и композиция «Мастера и Маргариты»: книга состоит из двух романов: собственно романа о трагической судьбе Мастере и четырех глав из романа Мастера о Понтии Пилате.
В «московских» главах Булгаков сатирически описывает Москву 1930-х годов и её обывателей. Он пишет о «признанных» советских литераторах и о тяжелой судьбе «непризнанного» Мастера, заключенного в клинику для душевнобольных за свой такой «антисоветский» роман о Христе. Он повествует о типичных человеческих пороках москвичей — жадности, взяточничестве, зависти, подлости и доносительстве. Удивительно, что нечистая сила в романе наказывает людей за их пороки и награждает за любовь.
В центре «московских» глав оказывается романтическая история любви Мастера и Маргариты. Мастер, подавленный тем, что запрещают печатать его роман — дело всей его жизни - теряет интерес к творчеству, к окружающему миру. У него нет сил бороться. Но Маргарита ради любви к нему идёт на сделку с самим сатаной-Воландом. Благодаря её смелости и самоотверженной любви, возлюбленные вновь соединяются в конце романа. Им даруется вечный покой. Главы из романа Мастера о Пилате представляют собой философский центр романа. События, описанные в них, отсылают читателя к Евангелию, но Булгаков творчески переосмысливает текст Нового Завета. Главным героем романа Мастера становится Понтий Пилат, человек, который мог спасти Христа, но, испугавшись, отдал его на волю толпы. В «ершалаимских» главах Булгаков исследует темы трусости и совести, взаимоотношения власти и человека. Вопросы, которые Булгаков ставит в своем «вечном» романе, остаются актуальными и в наше время. Писатель сатирически обрисовывает ханжество, невежество, душевной скудость и подлость современного мещанского общества; рассуждает о силе и безусловности любви, заставляет задуматься о том, какие качества помогают человеку оставаться человеком, сохранять душу и совесть в самых страшных испытаниях.