Частушки - это один из жанров устного народного творчества, а именно, один из жанров русской народной лирики. Их главное назначение - не рассказать о тех или иных фактах жизни, событиях, а дать им определенную эмоциональную оценку, выразить определенные мысли и чувства по поводу того или иного события. Обычно частушка - это короткая рифмованная песенка, состоящая, как правило, из четырех строк и исполняемая более быстро, чем протяжная песня.
На веселое гулянье
Я пришла без ремешка...
Девяносто песен знаю,
Еще дома два мешка!
У меня миленок маленький,
Как зернышко в овсе.
Дал копеечку на семечки,
Сказал: «Купи на все!»
Возникают частушки во второй половине XIX века и вскоре приобретают необычайную популярность. Особенно широкое распространение частушки получили в конце XIX - начале XX века.
Частушка занимает особое место в русском фольклоре. Ее характерной чертой является то, что она очень быстро реагирует, откликается на все новое в жизни.
Частушка - жанр молодежный, поэтому главными ее героями являются парни и девушки, а главной темой - тема любви.
Голубую незабудку
С неба голубь уронил.
Никогда не позабуду,
Что мне милый говорил.
Меня дома запирают
От милого на замок.
А он ключик подбирает,
Ходит каждый вечерок.
Диапазон тематики частушек, в отличие от других песенных жанров, очень широк, они отражают жизнь во всем ее многообразии, частушка откликается и на важнейшие исторические, общественные события, и на индивидуальные события, на бытовые
факты, на чувства любви. В частушках говорится буквально обо всем, что как-то взволновало, удивило, поразило исполнителя - на работе, в бытовой жизни.
* * *
На столе стоит чернильница,
Чернила красные.
Мой миленок - пограничник
Где места опасные.
Критикуй, не критикуй -
Не боюсь я критики:
Все равно не перебьешь
Меня ты по политике.
* * *
Меня маменька ругает,
А папаша нежит:
Как я с улицы иду –
Хворостину держит.
Частушка во многом сходна с пословицами и поговорками. Однако имеет и отличия от них. Главное отличие заключается в том, что частушка - не прозаический, а песенный жанр, и предназначается она для публичного исполнения в кругу молодежи.
Частушку также многое сближает с народной лирической песней, однако, существуют и отличия: в частушке сильнее выражено индивидуальное начало; эмоциональный тон ее - мажорный, радостный, удалой, веселый, преобладает бодрое, активное и жизнеутверждающее настроение, тогда как основной тон народной лирической песни - грустный, минорный. В традиционных народных песнях отсутствует рифма, в частушках она есть.
Ой, Семеновна,
Что наделала -
Да из худых лаптей
Галоши сделала.
В Красной Армии ребята
Расцвели, как розочки:
На плечах у них погоны,
На погонах звездочки.
В частушках более сильно, чем в других жанрах народного поэтического творчества, выразился импровизационный характер фольклора. Как говорил один из собирателей частушек H.A. Арефьев, частушка — это «свод всего того, что экспромтом вырывается в то или другое время, при тех или иных условиях человеческой души». Частушка часто возникает как импровизация, обращенная к какому-то конкретному лицу или группе лиц, представляя собой мгновенный поэтический отклик на события дня, какую-либо жизненную ситуацию, а затем уже входит в обиход, повторяется, немного изменяется.
На столе стоит квашня,
А в квашне-то тесто.
Мама, папа, до свиданья, Я уже невеста!
Ох, подружка дорогая,
Все ребята хороши,
Но кто носит серу кепочку -
Разрыв моей души!
К художественным особенностям частушки относятся ее очень небольшой (миниатюрный) объем, повышенный лиризм; большинство частушек имеет форму монолога, многие из них - девичьи частушки, в которых отражены любовные переживания.
Во время исполнения частушки часто используются обращения, которые облегчают восприятие частушки, говорят о том, кого прежде всего она касается, кто может при желании на услышанную частушку ответить своей, собственного сочинения.
Кроме того, частушки содержат вопросы к тому, к кому обращаются.
Иногда частушки содержат и ответы.
Строфа частушки состоит из 4-х строк различного содержания; особая форма — двухстрочные частушки.
Частушки содержат оригинальные эпитеты - юмористические или откровенно сатирические: милый, бестолковый и пр. Комизм создается тем, что милый (милая) охарактеризован (охарактеризована) двумя прямо противоположными по смыслу эпитетами: милый окаянный, сатана-миленочек и др.
Наиболее распространенным типом являются «страдания» (страдать - т. е. любить).
Мой милый - тракторист,
Я ему велела:
«Запаши мою любовь,
Чтоб сердце не болело!»
Мне миленок изменил,
Сам другую полюбил -
Тонкую, высокую
Характером жестокую.
«Значительное число частушек строится по принципу образного параллелизма. Первая картина частушек может заключать в себе, как в традиционной песне, символический образ, а вторая всегда является бытовой по своему содержанию» (Словарь литературоведческих терминов. М., 1974).
Под влиянием фольклорных частушек возник жанр литературной частушки. В XX веке литературные частушки создавали советские поэты Демьян Бедный, Александр Прокофьев и другие.