Задание 1
1. Высказывание, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения: Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.
2. Еще одно высказывание, которое выражает главную мысль произведения: Лучший на свете тот, кто сделает что-нибудь хорошее и после не будет хвастаться.
Задание 2
1. Можно озаглавить это произведение «Зависть» или «Как трудно быть хорошим».
Задание 3
1. Герои произведения М. Зощенко «Бабушкин подарок»: бабушка, мама, папа, Минька и Лелька.
Задание 4
1. План
1) Бабушка.
2) Бабушкино пирожное.
3) Лелька рассердила бабушку.
4) Монетки для Миньки.
5) Выражение Лелькиной зависти.
6) Оценка поступка Лельки бабушкой.
7) Рогатка соседского мальчика.
8) Кого папа считает лучшим на свете мальчиком.
9) Минька дарит Лельке две монеты и хвалится этим.
10) После слов папы Минька тайно от всех дарит Леле монетку.
11) Как потратила Лелька четыре монетки.
12) Как трудно быть хорошим.
2. Минька подарил Леле две монеты и побежал сказать взрослым, какой он хороший мальчик. Бабушка и мама им восхитились, а папа сказал, что самый хороший мальчик не будет хвастать своим благородным поступком. Тогда Минька побежал в сад и отдал сестренке еще одну монетку и никому об этом не сказал. В саду Лелька нашла четвертую монету и купила себе мороженое, от которого у нее заболел живот и она целую неделю провела в постели.
Задание 5
1. Кто подарил Миньке монетки?
Что сделала Лелька из-за чувства зависти?
Зачем Лелька влезла на дерево?
Почему папа не посчитал Миньку самым хорошим мальчиком не свете?
Как Минька поступил, чтобы почувствовать себя самым хорошим?
Задание 6
1. Самое важное событие произведения — Минька поделился монетками с сестренкой.
2. На Миньку повлияли следующие события: Лелька выбила у него из рук подаренные бабушкой монеты; папа не признал его самым лучшим мальчиком на свете, когда Минька не поделился монетами с сестренкой; папа не похвалил его за то, что он отдал две монетки Лельке; Минька тайком отдал сестренке еще одну монету и почувствовал себя хорошим.
Задание 7
1. Лелька обижалась на Миньку, потому что у нее не было того, что было у брата. ■
2. Бабушка не дарила Лельке подарки, потому что считала ее невоспитанной особой, которая откровенно спрашивает, что бабушка собирается подарить внукам.
Задание 8
В начале Минька был очень обижен на Лельку.
В середине ему стало жалко сестренку.
В конце рассказа он просто любил ее и считал уже несправедливым, что монетки были только у него.
2. Лелька испытывала к Миньке такие чувства: «Вот она какая завистливая особа»; «Лелька тоже смотрит на эти монеты. И ничего не говорит. Только у нее глазенки сверкают недобрым огоньком»; «Леля, оказывается, влезла на дерево и, сидя надереве, дразнила меня и бабушку языком».
К бабушке Лелька испытывала следующие чувства: «Мою старшую сестренку Лелю бабушка не очень любила. И не позволяла ей выбирать пирожные. И от этого моя сестренка Леля всякий раз хныкала и сердилась больше на меня, чем на бабушку»; «Леля влезла на дерево и дразнила меня и бабушку языком»; «Лелька сказала: «Лучшая бабушка на свете та, которая всем детям что-нибудь дарит, а не только Миньке, который по своей глупости или хитрости молчит и поэтому получает подарки и пирожные».
Задание 9
1. Слова, которые помогают охарактеризовать поступки главного героя в конце рассказа: честный, благородный, добрый, красивый.
2. Можно добавить и слово «заботливый», потому что он проявил заботу о сестренке, поделился с ней монетами, на которые она купила себе то, что ей больше всего хотелось — мороженое.
3. Минька был добрым, наивным, бескорыстным, не жадным маленьким человечком.
4. «И вот я стою как дурачок и с восторгом смотрю на новенькие монеты, которые лежат у меня на ладони»; «я подарил ей две монетки. И в хорошем настроении пошел на балкон и сказал взрослым: «Я лучший мальчик на свете — я сейчас подарил Леле две монетки»; «Нет, мне, может быть, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился».
5. Вопросы Миньке: 1. Жаль тебе было делиться с сестренкой своими монетками?
2. В следующий раз будешь ты делиться с ней подарками?
6. Лельку характеризуют такие поступки: выбила со злостью монетки из рук Миньки, влезла на дерево и оттуда дразнила бабушку и брата, накупила много мороженого, съела его одна, в результате чего заболела, позавидовала Миньке, разозлилась на бабушку и на него, не поблагодарила за то, что Минька поделился с ней подарком и не угостила никого мороженым.
Задание 10
1. Примером для других детей может быть то, что Минька в конце концов отдал часть монет сестре, и то, что позже не хвастал своим поступком перед взрослыми, стремясь заслужить их одобрение и любовь, а также и новые подарки от бабушки.
2. Ошибочным поступком главных героев было то, что они не поделили сразу подарок, вызвал недоразумения, злобу и обиды друг на друга.
Задание 11
1. Особа — это неприятный почему-либо человек, слово употреблено в негативном значении, бабушка хотела подчеркнуть непростой характер своей внучки.
2. Зарыдать — значит громко и искренне заплакать от боли или обиды, а захныкать — значит демонстративно плакать злыми слезами, которых на самом деле нет, а есть только обида и злоба.
Задание 12
1. Рассказ Зощенко относится к повествовательному произведению.
2. Произведения М. Зощенко: «Леля и Минька: елка», «Леля и Минька: великие путешественники», «Леля и Минька: золотые слова», «Леля и Минька: находка», «Самое главное», «Показательный ребенок», «Умная Тамара».
Задание 13
Отзыв на рассказ Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
Это произведение написано известным русским писателем Михаилом Зощенко, оно повествует о детях — мальчике Миньке и девочке Леле. О них у Зощенко написано несколько рассказов, предназначенных для детей. В рассказе «Бабушкин подарок» говорится о том, как Леля, позавидовав маленькому Миньке, которому бабушка подарила десять монет, и выбила их из его рук. Она злилась и обижалась на брата до тех пор, пока он не поделился с ней монетами. Это произведение еще и том, как маленький мальчик постепенно понимает, что значит быть по-настоящему хорошим, честным и справедливым.
Можно посоветовать всем маленьким мальчикам и девочкам прочитать этот рассказ, чтобы научиться делиться с другими и понять, как стать на самом деле достойным и хорошим человеком.
Задание 14
1. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И. С. Тургенев)
Это высказывание надо понимать так: следует учиться грамотно, точно и красиво выражать свои мысли, не засорять свою речь словами-паразитами. Русский язык — это достояние народа, его надо беречь, защищать, а традиции хорошей устной и письменной русской речи всячески поддерживать.
2. Текст-рассуждение.
«Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям — просторно», сказал Н. А. Некрасов. Я понимаю это так: речь человека, письменные высказывания — все должно быть понятным, доступным, простым и кратким, иначе окружающим тебя людям, своим читателям тебя просто не понять. Но краткость, как говорил
А. П. Чехов, — сестра таланта. Иными словами, говорить кратко, понятно и при этом полностью выражать то, что ты хочешь сказать, — целое искусство, которому надо учиться, и учиться всю жизнь. А начинать надо с самого элементарного — изучения законов и правил современного русского языка и изучения классического наследия русской литературы, в качестве образца для подражания. Словам должно быть тесно, считает Некрасов, то есть надо использовать только точно передающие мысль слова, не загружать свою речь различными сложными оборотами, вспомогательными словами и предложениями. А мысли должны быть глубокие, о себе, о мире, о времени, о мировых и общезначимых проблемах. Лучше не отвлекаться на мелкие темы, бытовые проблемы, сплетни об известных и популярных людях — это засоряет наш мозг, делает нашу жизнь суетной и ничтожной. Необходимо в жизни следовать совету Некрасова говорить, писать и думать так, чтобы мыслям было просторно, а словам, наоборот, тесно. Это значит точно, емко, образно и кратко одновременно выражать свои чувства и мысли. Только тогда ты станешь настоящим носителем красивого и многообразного русского языка.
3. На уроках литературы в 5 классе обязательно пригодятся такие навыки, как пересказ художественного текста, составление плана этого пересказа, умение высказывать свое мнение о произведении, его героях, навыки написания отзыва, характеристики героя, умение пользоваться учебником, литературными справочниками, вспомогательной литературой.