Фольклор. Вопросы и задания на странице 50

1.  Что такое фольклор? Почему мы называем его устным народным творчеством? Были ли авторы у фольклорных произведений? Почему мы о них ничего не знаем?

Фольклор - от английского «народ», «мудрость» - это искусство народа, его художественная творческая деятельность, отражающая народную жизнь, воззрения, идеалы. Фольклор называют устным народным творчеством, потому что это творчество, созданное народом и существующее з устной форме, передающееся из поколения в поколение, из уст в уста. Авторы у фольклорных произведений, конечно, были, но мы о них ничего не знаем, так как тогда еще не было письменности, чтобы.можно было зафиксировать авторство. Кроме того, поэтому произведения устного народного творчества зачастую имеют множество вариантов одного и того же текста: каждый рассказчик мог добавить что-то свое, а что-то позабыть. Так что можно считать, что это было безымянное коллективное творчество.

2. Что такое сказка? Какие виды сказок вы знаете?

Сказка - это занимательный, поучительный рассказ о необыкновенных, вымышленных, фантастических событиях и приключениях. Люди, создавая их мечтали о лучшей доле, поэтому сказки внушали уверенность в победе над враждебными человеку силами, учили быть твердыми в горестях, призывали бороться со злом, в них нет ничего не поправимого. Сказки имеют особое построение: зачин, концовку, присказки.

Виды сказок: бытовые, волшебные и сказки о животных.

3. Как вы понимаете, кто такой настоящий сказочник (или сказитель)? Как сказителям удавалось запоминать большое количество сказок?

Настоящий сказочник, или сказитель. — это тот кто рассказывает сказки, сохраняя напевные интонации, характерные для русской речи, и умеет увлечь слушателей своим повествованием, скрасить тяжелый труд, будни. Сказителям удавалось запоминать большое количество сказок, во-первых, потому что нм часто приходилось их рассказывать, повторяя одно и то же с некоторым:: вариациями. Во-вторых, сказки имеют сходную структуру, в них встречаются одни и те же герои: Баба-яга, Кощей. Иванушка-дурачок и др. В-третьих, сюжеты многих сказок перекликаются между собой. Ну и наконец, разные элементы сказок - зачины, концовки, присказки, трехкратное повторение, постоянные эпитеты н т.д. - тоже значительно облегчали запоминание.

1.  Вспомните названия сказок по началу, продолжите сказку и определите её жанровую разновидность.

  • «По щучьему велению» - волшебная сказка.
  • «Каша из топора - бытовая сказка.
  • «Петух и лиса» - сказка-о животных.
  • «Гуси-лебеди» - волшебная сказка.

2. Вы уже знаете достаточно много волшебных сказок. А в волшебных сказках большую роль играет запрет. Вспомните, что такое сказочный запрет, и приведите примеры. Подумайте, какую роль играет запрет в сказках.

  • "Не садись на пенёк, не ешь пирожок" (Маша и медведь)
  • Мама-коза запретила козлятам дверь открывать. (Волк и семеро козлят)
  • "Не пей из лужи, козлёночком станешь (Сестрица Аленушка, братец Иванушка)

Запрет в сказках нужен для того, чтобы проверить героя, испытать его, узнать, насколько он терпелив и может следовать правилам. Нарушение запрета, как правило, ведет к какой-нибудь беде, обрекает героя на страдания, создает ему дополнительные трудности, ведег его к новым испытаниям. В «Золушке» запрет вернуться не позже полуночи, до того, как часы пробьют двенадцать раз, В «Синей бороде» запрет заходить в тайную комнату. В «Сестрице Аленушке и братце Иванушке» запрет пить воду из копытца.