Вопросы и задания
1. Что вы можете рассказать о Петьке? Как проходили его обычные дни? Какие впечатления получил он от дороги? Как вёл себя на даче? Чем завершилось его пребывание там?
Петька— сын кухарки Надежды, с малолетства отданный служить в парикмахерскую к Осипу Абрамовичу. Ему десять лет - это худенький, маленький мальчик, веснушчатый, вечно сонный рассеянный, с полуоткрытым ртом, грязными руками и шеей, с нехорошими струпьями на голове. Около глаз и носа у него уже прорезались тоненькие морщинки, которые делают его похожим на состарившегося карлика. Его обычные дни проходят так однообразно, что напоминают затянувшийся неприятный сон. И зимой, и летом он видит вокруг один и тот же интерьер, за окном парикмахерской наблюдает одну и ту же картину, слышит один и тот же резкий оклик «мальчик, воды» и подает воду при появлении очередного посетителя. Все это отупляет Петьку, ему скучно и тошно н хочется в какое-нибудь другое место, хотя ничего другого он н не знает. Даже когда его навешает мать. Петька остается равнодушен и не пытается жаловаться. Все меняется, когда мать забирает его летом на дачу. Множество ярких впечатлений обрушивается на него уже в дороге, он не отходит от окна и вертит головой во все стороны., боясь что-то упустить. Все для него настолько ново и странно, что он снова становится ребенком, живым, эмоциональным и любознательным. Он видит поле и поражается тому, что можно видеть так далеко, смотрит на небо и замечает, какое оно ясное и широкое, все кажется ему чудесным и удивительным: и маленькие домики вдали, н церковь, кажущаяся игрушечной, и зеркальная гладь реки. А уж на даче впечатления столь ярки и сильны, что он не сразу может с ними справиться. Все в природе волновало и пугало его и он часто возвращался к матери, терся возле нее, а после того, как познакомился с гимназистом Митей, который научил его рыбачить, плавать, и вообще был неистощим на выдумки, ощутил свое слияние с миром природы, перестал бояться, освоился, загорел и окреп. Однако счастье Петьки длилось недолго: хозяин вызвал его в город раньше времени, и нужно было возвращаться в город. Когда Петька узнал об этом, то был настолько потрясен, что его протест вылился в настоящую истерику. Петька вернулся в город, став таким же маленьким старичком, как раньше, и его однообразная, серая жизнь снова продолжилась.
2. Подумайте, что хотел сказать автор концовкой рассказа. Какие чувства и настроения вызвал у вас рассказ?
Рассказ оставляет тягостное впечатление. Автор так умело описывает жизнь маленького мальчика в городских стенах, ее однообразие: монотонность, что испытываешь самое горячее сочувствие к ребенку, который всего был лишен и ничего, кроме пошлости и безобразия, не видел. Дальше вместе с Петькой, открывающим для себя цвета, формы и краски окружающего мира, ощущаешь восхищение и восторг от красоты н величия природы, Но больше всего потрясает, конечно, протест мальчика, выразившийся в том как он плакал, узнав, что пора возвращаться, как он катался до земле, а его худая ручонка била по чему попало, как будто стараясь усилить без того испытываемую им боль. И как же возмущает равнодушие.барина и барыни, которым никогда не понять горя мальчугана. Конец рассказа тоже удручает. В жизни Петьки все возвращается на свои места, как будто ничего и не было. И самое печальное - в понимании того, что судьба Петьки не исключительна, что на такую жизнь обречены и он и Николка, и множество, других детей крестьян н бедноты. Наверное, своей концовкой автор хотел сказать, что так не должно быть, что это несправедливо и неправильно.
3. Сформулируйте 2—3 вопроса к эпизодам «В парикмахерской»
Как относилась в парикмахерской к Петьке и Николке? Какие картины мальчики наблюдали за окном парикмахерской? Как влияла жизнь в парикмахерской на Петьку и его поведение?
4. Внимательно перечитайте три эпизода. Первый — от слов: «Петькины дни тянулись удивительно однообразно...» до слов: «Петька не знал, скучно ему или весело...»; второй — от слов: «Но прошло ещё два дня...» до слов: «Смотри-ка, растолстел как!»; третий — от слов: «Но Петька и не думал плакать...» до слов: «Вот видишь, перестал...» Озаглавьте каждый эпизод.
1) Однообразные дни з парикмахерской. 2) Слияние с природой. 3) Горе городского ребенка.
5. Охарактеризуйте настроение мальчика в каждом из трёх эпизодов. С помощью каких изобразительных средств оно передаётся писателем? Ответ на вопрос дайте письменно
В первом эпизоде Петька испытывает страшную, давящую скуку. Однообразие дней в парикмахерской создается с помощью повторов (все те же зеркала, одна и та же картина, один и тот же отрывистый крик), сравнения (похоже один ка.другой, как два родные брата). Повторяемость и непрерывность происходящего подчеркивается и перечислениями (и зимой, и летом, и утром, и вечером, и весь Божий день) и повтором (все подавал ее все, подавал). Эпитеты позволяют ярче представить изображаемое: кривое н потешное: зеркало, запятнанной стене, черная копоть, отрывистый крик, длинный неприятный сон резкого крика), создают ощущение безрадостного, тоскливого существования. Во втором эпизоде Петька испытывает счастье и полное единение с природой. Эти чувства передаются с помощью сравнений (лицо гимназиста Мити смугло желтое как вагон второго класса, плавающий Петька похож на щенка, впервые попавшего в воду, а перекупавшийся - на синего от холопа мертвеца). В третьем эпизоде Петька чувствует огромное горе, он не может примириться с тем что нужно возвращаться в город, и потому не просто плачет, а кричит громче самого горластого мужика (гипербола) и катается по земле, как те пьяные женщины на бульваре (сравнение).
6. Известно, что прототип Петьки всё-таки выбился в люди, стал знаменитым парикмахером, бывал в Париже. Как вы думаете, стоило ли этим закончить рассказ?
Я думаю, что автор закончил рассказ по-другому, для того чтобы подчеркнуть типичность происходящего. Человек, выбившийся в люди и ставший знаменитым парикмахером, бывавшим з Париже, это уникальный случай, единственный з своем роде. Подавляющее же большинство детей ждала иная судьба - та которую обрисовал Л. Андреев в финале. Писатель хотел обратить внимание читателя на несправедливость, недопустимость такой жизни для детей, ведь детство любого ребенка должно быть счастливым.