Вопросы и задания Стр. 22
1. Что вы можете рассказать о впечатлениях мальчика, его восприятии родной природы, деревни, её жителей? Как это восприятие окружающего мира отражает его взгляды, вкусы, характер?
Для мальчика, в тексте воедино связаны между собой такие, казалось, бы далекие друг от друга явления, как рождественские праздники и весна. Весна у него ассоциируется с праздником, с радостью, с поездкой в деревню. Ему кажется, что только в деревне можно ощутить ее приход, ведь в городе люди видят лишь вывески и стены домов и совсем не замечают неба н солнца. Желанный, радостный день наступает для него с приездом отца. Мальчик не отходит от него ни на минуту и предвкушает предстоящее путешествие. В дороге он тоже радуется всему, по этически'описывает зимнюю природу, свой путь домой. С самым что ни на есть весенним настроением он просыпается поутру, и это чувство сопровождает его повсюду в деревне: и во дворе, и в саду. :: на гумне. А когда приходит время возвращаться в город; мальчик грустит, но грусть его легка и светла. Ему жаль расставаться с родными местами, однако он ощущает близость весны, н это скрашивает обратный путь. Такое восприятие родной природы, деревни, ее жителей отражает любовь мальчика ко всему этому, его жизнелюбие, глубокую связь с миром, со всем живым. Его душа открыта всему новому, он пытливо всматривается в окружающий мир. Видно, что герой И. А. Бунина очень чуткий, искренний, добрый ребенок, обладающий по-детски свежим, ясным и ярким восприятием мира.
2. В чём смысл советов отца?
Отец говорит что человек должен жить поближе к природе, любить родные поля, воздух, солнце, небо. Он считает, что в деревне, не может быть скучно, в ней можно жить хорошо, нужно только помогать деревенским людям, трудиться с ними, для них.
3. Постарайтесь передать близко к тексту описание дороги к селу. Подумайте, какие литературные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают автору описать картины зимней дороги.
Дорога к селу начинается с путешествия по железной дороге в озаренном солнцем вагоне. Бунин, описывая этот отрезок пути, использует многочисленные литературные средства: олицетворение (поезд быстро бежит), сравнение (дым волнующимися клубами плывет перед окнами), эпитеты (широкие тени, утренним солнцем, янтарными полосами), риторическое восклицание (это было веселое путешествие!). Путешествие по зимней дороге на лошадях воссоздается не только с помощью зрительных, но и с помощью звуковых образов. Грохот поезда сменяется тишиной зимних полей, слышится только звон колокольчика, фырканье лошадей, постукиванье и визг полозьев на ухабах. Изобразительно - выразительные средства воссоздают зимний пейзаж. Это и эпитеты: одинокая станция, пустынных полей, поджарые лошади, тяжелыми снегами, чистые, холодные изваяния, короткий день, морозная Мгла, мертвое молчание, теплым паром и другие метафоры (коренник сеет иноходью, их изваяния ясно и резко отделяются от фона неба, догорает день, молчание царит над степью), и сравнения (как змея, вьется кнут кучера, огромными раковинами завиваются внутрь гребни снеговых навесов.). Повтор «мертвое молчание» усиливает царящее безмолвие. И. А. Бунин мастерски описывает звездную ночь, прибегая к метафорам, эпитетам и сравнениям: мелкие звезды содрогаются острыми синими огоньками, крупные блещут переливчатым блеском разноцветных камней. Читатель словно видит и краснеющие оконца и смутно чернеющие избы деревни, слышит скрип ворот, лай собачонки, далеко отдающийся в морозном воздухе.