Вопросы и задания. Стр. 55
1. Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нём?
В петушином крике рассказчика восхитило то что звучал он необыкновенно мощно и звонко, чисто, сильно и пронзительно. Ему показалось, что поют все петухи окрестностей, страны, земного шара, и это пение сливается в один торжествующий полнозвучный аккорд. Он услышал, в нем и празднование самого долгого солнечного дня и воспевание всех прелестей лета, и, наконец, прославление восходящего солнца.
2. Передаётся ли Куприным особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе?
Особое звучание петушиного пения передается А. И. Куприным постепенно. Сначала это странные, непонятные звуки, происхождение которых трудно определить. Потом повествователь понимает, что это поют петухи, и вспоминает, при каких обстоятельствах он слышал крики петухов раньше. Затем он с волнением думает, что это поют все петухи на земле, и представляет себе эту величественную картину. А потом герои размышляет над тем. что случилось с петухами, что они воспевают и славят. Кульминации пение достигает тогда, когда восходит животворящее солнце.
3. Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя?
Настроение писателя позволяют почувствовать образные средства:
- эпитеты (с чувством легкой свежести, сладкой уверенностью, звуки изумительной чистоты, напряженным слухом, торжествующих прекрасно-яростных звуков, жалкий человек, сухое сердце священных восторгов)
- сравнения (сравнивает пение то со звуками золотых и серебряных труб, то с волшебным и могучим хором, то с волной, отразившейся и вернувшейся, нарастающей и взмывающей, то с войсками Древнего Рима, приветственными кликами когорт и легионов).
- Недоумение подчеркивается риторическими вопросами, в которых автор строит предположения о причинах такого пения.
4. Куприн пишет: «...почти за пределами слуха, я улавливаю нежнейшее пианиссимо». Что значит — «нежнейшее пианиссимо»?
Нежнейшее пианиссимо - очень тихое звучание, едва улавливаемое, едва угадываемое слухом.
Звуки и краски окружающего мира передают слова: веселая песня скворца, дерзкий, но мелодичный свист черного дрозда, наивные ароматы трав, листьев, коры, земли, дрожала каждая частица воздуха, на весенних глухариных токах, отдаленный паровозный свисток, свистки уличных, мальчишек, победоносный крик петуха, очаровательной и могущественной музыки. Они создают настроение радости, ликования, восторга, чуда.
5. Очень сложная задача — проиллюстрировать рассказ Куприна. Как вы думаете, почему? Если бы вы были художником-иллюстратором, что бы вы постарались передать своим рисунком?
Рассказ сложно проиллюстрировать, потому что центральное место в нем занимает описание впечатления повествователя от петушиного пения, его мысли и чувства. Наверное, в качестве иллюстрации можно было бы изобразить огромного, красивого, кукарекающего, поутру петуха. Или вереницу заборов, уходящих б перспективу, на каждом из которых сидит поющий петух, на фоне огромного восходящего солнца.
6. Составьте цитатный план рассказа и перескажите его от третьего лица.
1) «Не могу точно сказать, когда случилось это чудо» 2) «Я тогда проснутся еще до света» 3) «Они так же как и я внимательно, с удивлением прислушивались к тем странным, непонятным, никогда доселе мною не слыханным звукам» 4) «Я не вдруг понял, что это пели петухи» 5) «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика» 6) «Ведь это сейчас поют все петухи» 7) "Что случилось сегодня с петухами всей окрестности, может быть, всей страны, может быть, всего земного шара?» 8) «Великий Золотой Петух выплывает ка небо в своем огненном одиночестве» 9) "Постепенно смолкают земные петухи» 10) «Это вы так хорошо пели сегодня на заре?» 11) «Но разве не позволено и мне скромно, по-своему, быть влюбленным в вечное, прекрасное, животворящее, доброе солнце?»