И. Бунин. Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шёлк...
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

1. Прочитайте стихотворение. Какие чувства вызывает у поэта родная природа? Перечи­тайте первую строфу.

Стихотворение вызывает чувства счастья, радости, на­слаждения.

2. Почему поэт называет лес «солнечными пала­тами»?

Палаты — это большие светлые комнаты в царском дворце или в домах богатых дворян, бояр. Сосновый бор сравнивается с палатами, потому что в бору много сол­нечного света. Стволы сосен высокие, прямые. В сосно­вом бору нет бурелома, и солнечный свет легко прохо­дит. Кроны сосен находятся зысоко, и кажется, что «палаты» высокие.

3. Как описал поэт сосну? Прочитайте. Какие чувства испытывает поэт при встрече с сосной?

«Кора груба, морщиниста, красна, но так тепла, так солн­цем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света». Поэт чувствует себя ма­леньким ребёнком в сравнении с «величавым гигантом».

4. Какие слова помогают поэту передать красоту бора, прогретого солнцем? Найдите и прочитайте.

Красоту бора помогают передать эпитеты и метафоры: становится «сладостней в бору», «сухой смолистый аро­мат», «солнечные палаты», «повсюду блеск, яркий свет», «песок — как шёлк» и др.

5. Сколько строф в этом стихотворении? Какие строки созвучны в строфе?

В стихотворении 3 строфы. Созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. Такая рифма называется перекрёстной.

6. В стихотворении есть сравнения. Зачем поэт использует их?

Сравнение — один из поэтических приёмов. Поэт ис­пользует сравнения, чтобы сделать стихотворение более выразительным, передать' скрытый смысл или эмоции, сделать само звучание стихотворения более интересным.