Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шёлк...
Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Стихотворение вызывает чувства счастья, радости, наслаждения.
Палаты — это большие светлые комнаты в царском дворце или в домах богатых дворян, бояр. Сосновый бор сравнивается с палатами, потому что в бору много солнечного света. Стволы сосен высокие, прямые. В сосновом бору нет бурелома, и солнечный свет легко проходит. Кроны сосен находятся зысоко, и кажется, что «палаты» высокие.
«Кора груба, морщиниста, красна, но так тепла, так солнцем вся прогрета! И кажется, что пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного света». Поэт чувствует себя маленьким ребёнком в сравнении с «величавым гигантом».
Красоту бора помогают передать эпитеты и метафоры: становится «сладостней в бору», «сухой смолистый аромат», «солнечные палаты», «повсюду блеск, яркий свет», «песок — как шёлк» и др.
В стихотворении 3 строфы. Созвучны 1 и 3, 2 и 4 строки. Такая рифма называется перекрёстной.
Сравнение — один из поэтических приёмов. Поэт использует сравнения, чтобы сделать стихотворение более выразительным, передать' скрытый смысл или эмоции, сделать само звучание стихотворения более интересным.