Куприн. Скворцы

1. Прочитайте заголовок. Почему автор так озаглавил свой рассказ? Объясните.

Автор так озаглавил свой рассказ, потому что весь рас­сказ посвящен скворцам.

2. Как начинается рассказ? Как автор опи­сывает картину природы?

Рассказ начинается с описания весны и весенней приро­ды. «Была середина марта. Весна в этом году выдалась ровная, дружная... На полянах робко показались первые подснежники».

3. Обратите внимание, как автор рассказа описы­вает скворцов, их перелёты, их жизнь. Перечи­тайте эти эпизоды. Как автор относится к сквор­цам? Подтвердите свой ответ словами из текста.

Скворцов автор называет «старыми знакомыми — милы­ми, весёлыми, общительными птицами, первыми пере­лётными гостями, радостными вестниками весны» (с. 36). «Черная спинка его отливает на солнце металлическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапин­ках» (с. 41). К скворцам автор относится как гостям, ко­торых он ждал целый год. А.И. Куприн любуется сквор­цами, удивляется им, заботится о них, гордится этой смелой и бесстрашной птицей.

4. Какие точные факты из жизни скворцов даны в рассказе? Найдите ответы в тексте.
  1. Где находятся зимние становища скворцов; какие опасности подстерегают птиц а момент перелёта; как птицы чувствуют опасность (с. 36).
  2. Как и где пережидают скворцы шторм, заставший их во время перелёта через море; как скворцы выбирают место отдыха на суше и как выглядит это место в момент «скворчиной остановки» (с. 37).
  3. Насколько быстро совершают свои перелёты скворцы (с. 38).
  4. Время отдыха скворцов, когда они добрались до места основного длительного пристанища; их поведение; борь­ба с воробьями (с. 39-40).
  5. Строительство гнезда и корм скворцов (с. 40-41).
  6. Как приручить скворцов (с. 41-42).
  7. Скворчиная песня (с. 42-43).
  8. Как скворцы высиживают птенцов; на кого похож пте­нец (с. 43-44).
  9. Как скворцы охраняют молодое потомство от врагов (с. 44).
  10. Как скворцы покидают пристанище; где готовятся к дальнему зимнему перелёту; отлёт скворцов (с. 45-46).
5. Каким в рассказе показан воробей? Прочитай­те. В каких словах слышится восхищение автора воробьями? Найдите ответ в тексте.

На с. 38 описание воробья: «Удивительная птица этот во­робей... Скажите, пожалуйста, какое приятное известие для мира!» А на с. 39-40 описано, как скворцы выгоняют воробьев из своих скворечников и как воробьи устраива­ют «великие побоища» между собой.

6. Найдите в тексте эпизод, в котором описыва­ ется отношение скворца к человеку. Прочитайте.

Отношение скворца к человеку зависит от отношения че­ловека к птице. Лучше всего наблюдать скворца рано ут­ром, до восхода солнца... Птица же — создание очень умное и наблюдательное; она чрезвычайно памятлива и признательна за всякую доброту» (с. 41-42).