И. Хемницер. Друзья

1. Можно ли мужиков назвать друзьями? Что они друг другу обещали? Сдержали ли они своё обещание?

Мужики считали себя друзьями: «Друзьями меж собою слыли, не раз за братское здоровье вместе пили, а сверх того между собой для утверждения их дружбы круговой крестами поменялись». Обещание своё помогать друг другу они не сдержали. Друзьями их назвать нельзя!

2. Какой порок высмеивает баснописец? Подумайте и объясните.

Баснописец высмеивает лень, трусость и равнодушие. Беда другого не тронула, помочь не захотелось.

3. Понаблюдайте. Из каких частей состоит басня? Какие слова являются моралью? Какие слова нужно читать с иронией? Использует ли автор аллегорию?

В басне есть вступление: «Случилось мужику чрез лёд переезжать, и воз его сквозь лёд, к несчастью, провалил­ся». Есть основная часть, в которой рассказывается, что же происходило. И есть мораль: «Друг друга братом всяк зовет, а братский воз ко дну идёт».

С иронией нужно читать эпизод, когда мужики друг друга уговаривали помочь: «Поможемте...», «Поможем...». А также момент, когда рассказывается, что они даже крестами поменялись в знак дружбы, а поступили всё равно подло. Автор использует аллегорию (напомним, что аллего­рия — это иносказание; когда какое-то понятие показы­вается через конкретный образ).

5. Есть пословица: «Друг познаётся в несчастье». Подходит ли она к данной басне? Можно ли эту пословицу считать моралью басни? Докажите.

Пословица подходит к басне и её можно считать мора­лью басни. Мужики друзьями оказались только на сло­вах, на деле ни один ИЗ них не помог в трудную минуту. Другом же считается тот, кто в беде поможет, подставит плечо. Меньше слов — больше дела!