Д. Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш

1. Почему Мамин-Сибиряк назвал свой рассказ «Приёмыш»? Объясни.

Рассказ называется «Приемыш», потому что в нем говорится о старом рыбаке Тарасе, который приютил у себя лебедя-сироту, еще не умеющего летать, родителей которого ради забавы убили охотники.

2. Почему Тарас решил приютить птицу? Какие слова помогают понять, как он относился к Приёмышу? Почему старик назвал лебедя особенной птицей?

Старик объясняет, что лебедь пропадет один, ястреба заедят, «потому как смыслу в нем еще настоящего нет». Он не хочет подрезать ему крылья — «как же можно увечить Божью птицу?» Если лебедь уплывает из протоки, Тарас на лодке ищет его на озере, по заводям, за островом. Он называет его умной, ученой, гордой, царской, Божьей птицей. «Старик говорил необыкновенно любовно, как о близком человеке». Все разговоры дедушки в конце концов сводились на Приемыша.
Собака Соболько тоже привязалась к лебедю. Они вместе играли, гуляли. Если лебедь уплывал, Сободько ждал Приемыша на берегу и выл.
Тарас назвал лебедя особенной птицей, потому что, если «его удержишь на зиму, он затоскует и схиреет». Лебеди свободолюбивы.

3. Что почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел? Почему герой отпустил лебедя? Как он сам объяснил свой поступок?

Когда автор вновь попал на Светлое озеро поздней осенью, то старик имел утомленный вид, казался дряхлым и жалким. Он рассказал, что приемыш затосковал и улетел с лебединой стаей. Тарасу было обидно: «Уж я ли, кажется, не ухаживал за ним!» Первое время они с Соболько сильно тосковали. Тарас не мог не отпустить Приемыша, потому что был мудрым человеком с добрым сердцем и понимал, что лебедь в неволе вряд ли выживет, хотя может пропасть и на свободе, так как «непривычен к дальнему лету».

4. Что было правильнее:
  • поступить так, как это сделал Тарас;
  • подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным;
  • силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Рыбак правильно сделал, что отпустил Приемыша, потому что не мог насильно удерживать его. Ведь ему казалось, что птица говорит, стоя на одной ноге у двери: «Пусти, дедушка, к товарищам...»

5. Приготовься пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша. Запиши план в «Рабочую тетрадь».

История дружбы Соболько и Приемыша.
1) Боязнь лебедя собаки.
2) Начало дружбы, совместные прогулки.
3) Как Соболько играл с Приемышем.

6. Какими мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями? Обсудите с другом.

Рассказ Д. Мамина-Сибиряка воспитывает милосердие, любовь к природе, человеческое отношение к животным и птицам, доказывает, что доброта — это богатство, щедрость души человека. Хорошо, что есть такие люди, как Тарас, которые готовы прийти на помощь всему живому. Ему не страшно в лесу, он хорошо знает животных, умеет наблюдать за происходящим в природе. Он говорит: «Я тут князь князем живу. Все у меня есть... И птица всякая, и рыба, и трава. Конечно, говорить они не умеют, да я-то понимаю все. Сердце радуется посмотреть на Божью тварь». Узнав о таких добрых людях, и сам делаешься лучше.

7. Найди и прочитай в энциклопедии статью о жизни лебедей. Перечитай описание лебедя в рассказе. Сравни, что общего и различного в этих текстах.

Описание лебедя в энциклопедии дает нам представление о размерах, внешнем виде и повадках этой разновидности птиц, а в рассказе «Приемыш» описывается характер, внешняя и внутренняя красота этого живого разумного и способного на дружбу и благодарность существа