В. П. Астафьев. Стрижонок Скрип

1. Как стрижонок Скрип появился на свет? Как прошли первые дни его жизни? Чему важному хотела научить стрижонка мама?

Стрижонок вылупился из яичка в темной норке и увидел тускло мерцавшее вдалеке пятнышко света. Он уснул под крылом мамы-стрижихи. Когда мама улетала за водой и едой, Скрип вместе с братьями и сестрами звал маму: «Скрип!» Стрижонку было обидно, когда стрижиха отталкивала его крылом на место, чтобы накормить не только Скрипа, но и других стрижат. Стрижонок рассердился на маму и братьев с сестренками, которые тоже, оказывается, хотели пить. Когда Скрип хотел отнять мошку у другого стрижонка, «мама-стрижиха так долбанула Скрипа клювом по голове, что у него пропала всякая охота отбирать еду у других. Понял стрижонок, какая у них серьезная и строгая мама. Ее не разжалобишь писком». Мама-стрижиха показала Скрипу, что он не один и надо помнить о своих братьях и сестрах.

2. Какие слова выбирает автор, чтобы рассказать о стрижихе? Согласен ли ты с тем, что она была хорошей матерью? Объясни.

У стрижонка Скрипа не было папы, и маме-стрижи- хе было тяжело одной прокормить детей. «Но она была хорошая мать. С рассвета и до вечера носилась она над берегом и водой, схватывала на лету мошек, комариков, дождевые капли. Приносила их детям». Когда Скрип чуть не выпал из норки и не разбился, стрижиха-мама побила его клювом по голове, потому что волновалась. Ведь у стрижей много врагов: «страшный быстрый сокол, клюватая ворона, черная гадюка». При опасности все стрижи вылетали из норок и набрасывались на врага. «Дружно налетали стрижи, все как один».

3. Почему стрижата остались одни? Как писателю удаётся показать, что стрижи очень дружные?

Мама стрижат погибла в битве с разбойником соколом. Но дружные стрижи не оставили малышей одних. Ночью к стрижатам прилетал вожак Белое брюшко и согревал их крыльями. А днем прилетали стрижи и стрижихи и приносили еду и воду. И стрижата не пропали.

4. Как стрижонок Скрип научился летать? Какие слова помогают понять его состояние?

Стрижатам пришла пора научиться летать. Вожак Белое брюшко вытолкнул Скрипа из норки, тот растопырил крылья и полетел. И остальные стрижи «погнали его от норки всей стаей, навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу». «А если я упаду?» — с ужасом подумал он. Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его над водой, над берегом, над лесом». А потом Скрип вдруг увидел, что летает уже один. «И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился над рекой, над лесом». А потом и Скрип стал помогать стрижатам встать на крыло.

5. Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент?

Вечером Скрип не смог найти свою норку и вырыл новую. Он так хотел есть, и нора осталась не глубокой. Один мальчишка вынул Скрипа из норки. Стрижу было очень страшно. Ребята выпустили Скрипа, и он от страха крикнул, как при виде сокола: «Тиу!»

6. Как писатель относится к поступку мальчиков? Обсудите с другом.

Автор называет мальчишек хорошими ребятишками, потому что они выпустили Скрипа. Когда Скрип вместе с другими стрижами улетал на юг, мальчишки- рыбаки кричали ему вслед «До свидания, Скрип! Прилетай в свою норку!»

7. Отчего стрижи стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

В конце лета стрижи и сделались беспокойными. «Они все летали, кружились, лепились на проводах и часами сидели молча, прижавшись один к одному. Эта тревога передалась и Скрипу. Он стал ждать, сам не зная чего». В конце августа, на рассвете стаи стрижей отправились в теплые края. Стрижи кричали тревожно и тоскливо, потому что прощались с родными местами до следующего лета. «До свидания!» — крикнул и стрижонок Скрип, прощаясь до следующего лета с родным краем.
«Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето».

8. Подумай, что Астафьев мог наблюдать в жизни, а что создал своим воображением, фантазией, когда сочинял историю про стрижонка Скрипа. Как писатель, используя приём олицетворения, «оживил» историю?

Астафьев мог наблюдать попытки маленького стрижа взлететь или его гибель, а затем, используя прием олицетворения «оживил» свои наблюдения натуралиста.

9. Что ты можешь сказать об авторе этого произведения? Какой он человек? Как относится к природе? Где ты будешь искать информацию? Запиши в «Рабочую тетрадь».

Об авторе этого произведения можно сказать, что он очень любит природу, в течение длительного времени, если не всю жизнь вел наблюдения за живой природой, птицами, рыбами, зверями, домашними животными. Информацию о писателе можно найти в интернете, в справочной литературе, в библиотеке.

10. Раздели текст на части, озаглавь каждую из них. С помощью плана перескажи произведение от имени стрижонка Скрипа. С каких слов ты начнёшь свой рассказ? Почему?

Части рассказа

  1. Рождение и жизнь в норке Стрижонка Скрипа.
  2. Воспитание.
  3. Исчезновение мамы.
  4. Дружные стрижи.
  5. Первый полет.
  6. Новая норка и встреча с мальчишками.
  7. Неясное беспокойство стрижей.
  8. Отлет на юг.