Особенности творческого метода в комедии "Недоросль"

Черты классицизма:

- принцип высшей оценки человека: служение государству, выполнение им собственного штатского долга;

- свойственное для российского классицизма противопоставление 2-ух эпох: Петровской и той, к которой принадлежит Автор;

- соблюдается правило «трех единств»: времени, места, деяния (действие происходит в течение суток в поместье Простаковой);

- сюжет строится на традиционно-классицистической базе — соперничество достойного и недостойного претендентов на руку героини;

- строгая система образов, деление персонажей на положительных и отрицательных;

- говорящие имена и фамилии;

- статичность героев (их нравы не изменяются)

Черты реализма:

- любовная интрига, не раскрывающая важную для создателя крепостническую тему, дополнена социальной коллизией (конфликт меж Правдиным и Простаковой);

- Автор стремится показать предпосылки дворянского «злонравия»;

- герои комедии не схематические изображения некий одной черты, как это было в классицизме; индивидуализация нравов героев сближается с типизацией; вводятся элементы драматизма, что было неприемлимо в комедии классицизма

Жанровое своеобразие:

Смешное приобретает мрачно-трагический нрав, фарсовые потасовки перестают восприниматься как классические забавные интермедии.

Фонвизин явился создателем публичной комедии в России. Через просветительское противопоставление мира зла миру разума содержание бытовой сатирической комедии получило философскую интерпретацию.

Поменялась функция резонера традиционной драматургии. Стародум Фонвизина выступает в роли политического оратора, и его речи являются формой изложения политической программы.

В первый раз в российской драматургии любовная интрига комедии была вполне отодвинута на 2-ой план и получила вспомогательное значение .