Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

Классицизм

Классицизм (от латинского — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Европа

Россия

Время возникновения

Сформировался в XVII веке во Франции, затем распространился по всей Европе

Сформировался во второй четверти XVIII века

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Появление классицизма связано с установлением и развитием в Европе абсолютных монархий — созданием образцового иерархического общества (в частности, правление во Франции Людовика XIV)

Появление и развитие классицизма в России связано с установлением абсолютной монархии, в основном с правлением императрицы Екатерины II

Основные черты

• концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями — основа эстетики классицизма;

• жесткая иерархия жанров', в высоких изображаются трагические и возвышенные характеры, в низких рассматриваются бытовые смешные ситуации;

• используется лексика, соответствующая жанру;

• в произведениях утверждается положительный образец поведения, ценностей и государственного идеала;

• в драматургии классицизма соблюдается правило «трех единств»: места, времени и действия;

• герои делятся на положительных и отрицательных;

• герои трагедий — выдающиеся личности, основной конфликт — выбор между чувством и долгом;

• герои комедии имеют четкие амплуа, непременно амплуа резонера, высказывающего авторскую позицию;

• персонажи делятся на главных и второстепенных;

• характеры героев должны быть правдивы — их действия должны быть в строгой подчиненности внутренней логике, так выражается единство характера;

• герои статичны и односторонни

Европа

Россия

Теоретики

Р. Декарт, философ- рационалист;

Н. Буало, автор трактата «Поэтическое искусство»

Теория классицизма распространялась через труды:

М. В. Ломоносова (теория «трех штилей», изложенная в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке»), В. К. Тредиаковского (утверждение силлабо-тонической системы стихосложения в «Новом и кратком способе к сложению стихов Российских»),

А. П. Сумарокова (эпистола «О стихотворстве» — переложение труда Н. Буало)

Представители

«Трагики»: П. Корнель, Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж. Лафонтен

Поэты:

A. Д. Кантемир,

B. К. Тредиаковский,

М. В. Ломоносов,

Г. Р. Державин;

«трагики»:

А. П. Сумароков,

Я. Б. Княжнин; комедиограф Д. И. Фонвизин; баснописец И. А. Крылов

Образцы высоких жанров

Жанры

Ода, эпическая поэма, трагедия (трагедии П. Корнеля «Сид», Ж. Расина «Федра»)

Ода, эпическая поэма, трагедия (ода М. В. Ломоносова «На день восшествия на... престол... Елисаветы Петровны», оды Г. Р. Державина «Фелица», «Бог»)

Темы и задачи

Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе.

В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения.

Ода — лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума

Европа

Россия

Образцы низких жанров

Комедия, басня, эпиграмма, сатира(комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена)

Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», «Бригадир», басни И. А. Крылова)

Темы и задачи

В комедии изображена жизнь «простых» людей: мещан, слуг. Показаны человеческие пороки, которые всегда побеждаются добродетелью, язык комедии и басни — «сниженный», обыденный. Задача комедиографа и баснописца — изобличить и высмеять порок, утвердить добродетель, подвести зрителя-чита- теля к четкому выводу, сформулировать «мораль»

Сентиментализм

Сентиментализм (от французского 8епИтеп1 — чувство) — направление в литературе и искусстве Европы и России второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма — в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувствительность, возникающую при их прочтении. Герой в сентиментализме индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Европа

Россия

Время

возникновения

Сформировался во второй половине XVIII века в Англии, затем распространился по всей Европе

Сформировался во второй половине XVIII — первой четверти XIX века

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Появление

сентиментализма связано с эпохой Просвещения, оно отразило рост демократических настроений в обществе

Появление и развитие сентиментализма в России связано с проникновением и распространением идей Просвещения в русском обществе

Основные черты

•  внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи;

•  мир отражается с позиции чувства, а не разума;

Европа

Россия

Основные черты

• для сентиментализма характерен культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства;

• главным героем сентиментализма становится «естественный» человек;

• используется лексика, характерная для разговорной речи;

• интерес к фольклору как форме наиболее непосредственного проявления чувств;

• герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства;

• отсутствие жестких эстетических канонов и форм

Писатели и произведения

Англия:

Л. Стерн «Сентиментальное путешествие»,

Дж. Томсон «Зима»,

« Лето »,

Т. Грей «Сельское кладбище»,

С. Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло»,

«Сэр Чарльз Грандисон» Франция:

Аббат Прево «Манон Леско»,

Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»,

А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Жанры

Письма

Роман-путешествие

Мемуары

Повесть

Элегия

Роман

Романтизм

Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли все странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале

XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.

Европа

Россия

Время возникновения

Сформировался в XVIII веке в Германии и Англии, затем распространился по всей Европе

Сформировался в конце XVIII — начале XIX века

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе.

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Романтики изображают необычного человека в необычных обстоятельствах, они противостояли прогрессивной цивилизации.

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована И. Кантом в работе «Критика способности суждения»

В России романтизм впервые появляется в поэзии В. А. Жуковского.

Историю русского романтизма принято делить на два периода. Он достиг своей вершины в творчестве А. С. Пушкина. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, — одна из основных тем произведений этого периода.

После восстания декабристов противопоставление лирического героя и общества становится роковым. Утверждается трагическая невозможность найти гармонию в обществе. Вершиной этого периода стало творчество М. Ю. Лермонтова

Основные

черты

Центр художественной системы романтизма — личность, а главный конфликт — между личностью и обществом. Неприятие общественного устройства, угрожающего природе человека и его личностной свободе, протест против бездуховности и эгоизма.

Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Европа

Россия

С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла. Романтизм зиждется на идеях свободы и поиске идеала, абсолюта.

В романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека.

В эпоху романтизма происходит открытие культуры Средневековья.

Яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа

Теоретики

Братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гельдерлин

Представители

Германия:

круг писателей и философов «йенской школы»: братья В. и Я. Гримм,

Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне. Англия:

поэты «озерной школы»:

У. Вордсворт, С. Т. Кольридж. Дж. Байрон, П. Б. Шелли,

Дж. Ките, У. Блейк, В. Скотт. Франция:

писатели Ф.-Р. Шатобриан,

П. Мериме, Жорж Санд. Польша:

поэты А. Мицкевич,

Ю. Словацкий.

США:

писатели В. Ирвинг, Ф. Купер, Э. По, Г. Лонгфелло

В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков,

А. С. Пушкин (творчество периода южной ссылки),

К. Ф. Рылеев М. Ю. Лермонтов

Жанры

Романтическая поэма

Баллада

Элегия

Исторический роман

Поэмы:

А. С. Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан»,

Окончание таблицы

Европа

Россия

М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон» и др.

Баллады:

В. А. Жуковский «Светлана» и др. Элегии:

А. С. Пушкин «Погасло дневное светило...», М. Ю. Лермонтов «Дума» и др.

Реализм

Реализм (от латинского геаИз — действительный, вещественный) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на действительность, стремлением к психологичному изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель — точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.

Европа

Россия

Время возникновения

Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»).

В 30-х годах XIX века в искусстве Европы и России возникло художественное направление («собственно реализм»), которое было распространено во всех видах искусства до XX века

Первыми выдающимися образцами русской литературы реализма стали произведения А. С. Пушкина, основоположника этого направления, время создания которых начинает отсчет с 1825 года: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин».

Большую роль в идейно эстетической эволюции поэта сыграло его сближение с декабристами во время южной ссылки

Европа

Россия

Исторические обстоятельства, способствующие возникновению

Развитие капитализма в Европе и России, кризис романтизма.

В 40-е годы возникает учение, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления, — учение К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивших диалектику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха

Становление реалистического метода — особенно в самый начальный период — выглядит прежде всего как становление индивидуальных творческих методов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма первой половины XIX века целесообразнее на примере его корифеев

Основные черты

Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни.

Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира.

Типизация образов достигается через правдивость деталей в конкретных условиях.

Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее.

Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.

Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала. Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей).

Предпочтение в способах изображения «форм самой жизни». Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество»

Теоретики

Г.-Э. Лессинг — выдающийся немецкий писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве. Литературным манифестом реализма стало предисловие О. Бальзака

в «Человеческой комедии»

В России Д. Писарев был первым, кто широко ввел в публицистику и критику термин «реализм»; до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценым в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год)

Представители

Европа

Франция:

Стендаль, О. Бальзак,

Г. де Мопассан, Г.Флобер, Р. Роллан;

Англия:

Ч. Диккенс, У. Теккерей; США:

М. Твен, У. Фолкнер; Германия: Т. Манн

Россия

А. С. Пушкин «Борис Годунов»,

«Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»;

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;

Н. В. Гоголь

«Петербургские повести», «Мертвые души»;

И. С. Тургенев «Записки охотника»,

«Отцы и дети»;

Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание»,

«Идиот»,

«Братья Карамазовы» и др.; А. Н. Островский «Бесприданница»,

«Гроза» и др.;

М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» и др.;

Л. Н. Толстой «Война и мир»,

«Анна Каренина», «Воскресенье» и др.;

А. П. Чехов «Вишневый сад»,

«Три сестры», «Чайка», рассказы;

И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.;

А. И. Куприн « Гранатовый браслет », «Олеся» и др.

Жанры

Роман

Роман-эпопея

Драма

Рассказ

Новелла

1.6.  Форма и содержание литературного произведения:

Понятие

Формулировка

Пример

Тема

Предмет изображаемого в литературном произведении, основной замысел, основное звучание произведения. Целостный образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. У всякого художника своя тема, свой образ мира

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: тема произведения — изображение типических черт поколения 30-х годов XIX века, воплощенных в образе Печорина

Идея

Выражение авторского отношения к изображаемому, главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: идея произведения — показать бесплодие и бездуховность жизни «героя времени», осуждение крайнего эгоизма, трагизм жизни героя

Проблематика

Основной вопрос, поставленный писателем в литературном произведении

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: автор стремится проанализировать причины появления такого типа личности в данную историческую эпоху, соотнести проявление воли героя и его «судьбы», предназначения

Понятие

Формулировка

Пример

Фабула и сюжет

Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Сюжет — те же события, но в их изложении в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них. Система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: фабула — новеллы в хронологическом порядке («Тамань», Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч»); сюжет — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

Композиция

Расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника, приемы, создающие общий рисунок произведения. Сущность композиционных приемов сводится к созданию некоторого сложного единства, сложного целого

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: расположение новелл, составляющих роман именно в таком порядке, обнаруживает авторский замысел — постепенное углубление в психологию героя, изменение «ракурса» изображения

Конфликт

Образное отражение в художественном произведении борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений (как личностных, так и общественных). Конфликт придает остроту сюжету

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: конфликт в произведении — противоречие между устремлениями героя и его поступками, между героем и обществом, героем и ценностями, принятыми в обществе, а также нормами поведения и понимания смысла и цели жизни

Стадии развития действия

Понятие

Формулировка

Пример

Экспозиция

Непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта» — первые сцены пьесы, изображающие вражду семей Монтекки и Капулетти

Завязка

Событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта» — сцена праздника в доме Капулетти, встреча Ромео и Джульетты

Кульмина

ция

В литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта» — поединок Ромео и Тибальта, гибель Меркуцио, Тибальта, а затем Ромео и Джульетты

Развязка

Завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения

У. Шекспир

«Ромео и Джульетта» — обнаружение братом Лоренцо погибших героев, выявление истины для родителей героев, семей Монтекки и Капулетти

Эпилог

Заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой — для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления

У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — речь герцога Вероны над гробом героев, осуждение вражды семей, приведшей к гибели их детей

Окончание таблицы

Лирическое

«Вклинивание» в текст «голоса»

Н. В. Гоголь «Тарас

отступление

о предметах, напрямую не относящихся к сюжету, общему течению событий

Бульба» — описание степи

Система образов в произведении

Понятие

Формулировка

Образ автора

Это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения.

Это воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого

Литературный герой

Персонаж, действующее лицо литературного произведения

Лирический герой

Образ поэта (его лирическое «я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о лирическом герое носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения

Литературный характер

Совокупность черт образа персонажа, литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Характер — одно из главным слагаемых литературного произведения

Художественный

образ

Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность