Классицизм
Классицизм (от латинского — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVII—XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармоничного устройства общества. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Европа |
Россия |
|
Время возникновения |
Сформировался в XVII веке во Франции, затем распространился по всей Европе |
Сформировался во второй четверти XVIII века |
Исторические обстоятельства, способствующие возникновению |
Появление классицизма связано с установлением и развитием в Европе абсолютных монархий — созданием образцового иерархического общества (в частности, правление во Франции Людовика XIV) |
Появление и развитие классицизма в России связано с установлением абсолютной монархии, в основном с правлением императрицы Екатерины II |
Основные черты |
• концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями — основа эстетики классицизма; • жесткая иерархия жанров', в высоких изображаются трагические и возвышенные характеры, в низких рассматриваются бытовые смешные ситуации; • используется лексика, соответствующая жанру; • в произведениях утверждается положительный образец поведения, ценностей и государственного идеала; • в драматургии классицизма соблюдается правило «трех единств»: места, времени и действия; • герои делятся на положительных и отрицательных; • герои трагедий — выдающиеся личности, основной конфликт — выбор между чувством и долгом; • герои комедии имеют четкие амплуа, непременно амплуа резонера, высказывающего авторскую позицию; • персонажи делятся на главных и второстепенных; • характеры героев должны быть правдивы — их действия должны быть в строгой подчиненности внутренней логике, так выражается единство характера; • герои статичны и односторонни |
|
Европа |
Россия |
|
Теоретики |
Р. Декарт, философ- рационалист; Н. Буало, автор трактата «Поэтическое искусство» |
Теория классицизма распространялась через труды: М. В. Ломоносова (теория «трех штилей», изложенная в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке»), В. К. Тредиаковского (утверждение силлабо-тонической системы стихосложения в «Новом и кратком способе к сложению стихов Российских»), А. П. Сумарокова (эпистола «О стихотворстве» — переложение труда Н. Буало) |
Представители |
«Трагики»: П. Корнель, Ж. Расин; комедиограф Ж.-Б. Мольер; баснописец Ж. Лафонтен |
Поэты: A. Д. Кантемир, B. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин; «трагики»: А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин; комедиограф Д. И. Фонвизин; баснописец И. А. Крылов |
Образцы высоких жанров |
||
Жанры |
Ода, эпическая поэма, трагедия (трагедии П. Корнеля «Сид», Ж. Расина «Федра») |
Ода, эпическая поэма, трагедия (ода М. В. Ломоносова «На день восшествия на... престол... Елисаветы Петровны», оды Г. Р. Державина «Фелица», «Бог») |
Темы и задачи |
Конфликт между долгом и страстью или эгоистическими желаниями обязательно решался в пользу долга, даже если герой погибал в неравной борьбе. В трагедии классицист учил зрителя стойкости в жизненной борьбе, пример положительного героя служил образцом нравственного поведения. Ода — лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной воли или всенародного разума |
|
Европа |
Россия |
|
Образцы низких жанров |
||
Комедия, басня, эпиграмма, сатира(комедии Ж.-Б. Мольера «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» и др., басни Ж. Лафонтена) |
Комедия, басня, эпиграмма, сатира (комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», «Бригадир», басни И. А. Крылова) |
|
Темы и задачи |
В комедии изображена жизнь «простых» людей: мещан, слуг. Показаны человеческие пороки, которые всегда побеждаются добродетелью, язык комедии и басни — «сниженный», обыденный. Задача комедиографа и баснописца — изобличить и высмеять порок, утвердить добродетель, подвести зрителя-чита- теля к четкому выводу, сформулировать «мораль» |
Сентиментализм
Сентиментализм (от французского 8епИтеп1 — чувство) — направление в литературе и искусстве Европы и России второй половины XVIII века, отличавшееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно эмоциональным отношением к окружающему миру. Новаторство сентиментализма — в исключительном внимании к душевному состоянию личности и обращении к переживаниям простого, незнатного человека. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают упор на читательское восприятие, то есть на чувствительность, возникающую при их прочтении. Герой в сентиментализме индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.
Европа |
Россия |
|
Время возникновения |
Сформировался во второй половине XVIII века в Англии, затем распространился по всей Европе |
Сформировался во второй половине XVIII — первой четверти XIX века |
Исторические обстоятельства, способствующие возникновению |
Появление сентиментализма связано с эпохой Просвещения, оно отразило рост демократических настроений в обществе |
Появление и развитие сентиментализма в России связано с проникновением и распространением идей Просвещения в русском обществе |
Основные черты |
• внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не великие идеи; • мир отражается с позиции чувства, а не разума; |
|
Европа |
Россия |
|
Основные черты |
• для сентиментализма характерен культ частной жизни, сельского существования и даже первобытности и дикарства; • главным героем сентиментализма становится «естественный» человек; • используется лексика, характерная для разговорной речи; • интерес к фольклору как форме наиболее непосредственного проявления чувств; • герой может совершать как дурные, так и добрые поступки, испытывать как благородные, так и низкие чувства; • отсутствие жестких эстетических канонов и форм |
|
Писатели и произведения |
Англия: Л. Стерн «Сентиментальное путешествие», Дж. Томсон «Зима», « Лето », Т. Грей «Сельское кладбище», С. Ричардсон «Памела», «Кларисса Гарло», «Сэр Чарльз Грандисон» Франция: Аббат Прево «Манон Леско», Ж.-Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» |
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза», «Письма русского путешественника», А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» |
Жанры |
Письма Роман-путешествие Мемуары Повесть Элегия Роман |
Романтизм
Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворенной и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли все странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале
XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Европа |
Россия |
|
Время возникновения |
Сформировался в XVIII веке в Германии и Англии, затем распространился по всей Европе |
Сформировался в конце XVIII — начале XIX века |
Исторические обстоятельства, способствующие возникновению |
Предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Романтики изображают необычного человека в необычных обстоятельствах, они противостояли прогрессивной цивилизации. Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована И. Кантом в работе «Критика способности суждения» |
В России романтизм впервые появляется в поэзии В. А. Жуковского. Историю русского романтизма принято делить на два периода. Он достиг своей вершины в творчестве А. С. Пушкина. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, — одна из основных тем произведений этого периода. После восстания декабристов противопоставление лирического героя и общества становится роковым. Утверждается трагическая невозможность найти гармонию в обществе. Вершиной этого периода стало творчество М. Ю. Лермонтова |
Основные черты |
Центр художественной системы романтизма — личность, а главный конфликт — между личностью и обществом. Неприятие общественного устройства, угрожающего природе человека и его личностной свободе, протест против бездуховности и эгоизма. Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить все «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе. |
|
Европа |
Россия |
|
С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла. Романтизм зиждется на идеях свободы и поиске идеала, абсолюта. В романтизме появляется свобода от классических условностей, создается баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признается самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека. В эпоху романтизма происходит открытие культуры Средневековья. Яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа |
||
Теоретики |
Братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гельдерлин |
|
Представители |
Германия: круг писателей и философов «йенской школы»: братья В. и Я. Гримм, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне. Англия: поэты «озерной школы»: У. Вордсворт, С. Т. Кольридж. Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Дж. Ките, У. Блейк, В. Скотт. Франция: писатели Ф.-Р. Шатобриан, П. Мериме, Жорж Санд. Польша: поэты А. Мицкевич, Ю. Словацкий. США: писатели В. Ирвинг, Ф. Купер, Э. По, Г. Лонгфелло |
В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин (творчество периода южной ссылки), К. Ф. Рылеев М. Ю. Лермонтов |
Жанры |
Романтическая поэма Баллада Элегия Исторический роман |
Поэмы: А. С. Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», «Бахчисарайский фонтан», |
Окончание таблицы
Европа |
Россия |
|
М. Ю. Лермонтов «Мцыри», «Демон» и др. Баллады: В. А. Жуковский «Светлана» и др. Элегии: А. С. Пушкин «Погасло дневное светило...», М. Ю. Лермонтов «Дума» и др. |
Реализм
Реализм (от латинского геаИз — действительный, вещественный) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре XIX века. Характеризуется утверждением объективного взгляда на действительность, стремлением к психологичному изображению характеров героев, к анализу обстоятельств, формирующих тип личности, пониманию закономерностей развития событий и отношений. Цель — точное и полное воспроизведение объективной действительности в ее типических чертах.
Европа |
Россия |
|
Время возникновения |
Начало реализму как форме художественного сознания было положено, по мнению разных исследователей, либо в эпоху Возрождения («ренессансный реализм»), либо в эпоху Просвещения («просветительский реализм»). В 30-х годах XIX века в искусстве Европы и России возникло художественное направление («собственно реализм»), которое было распространено во всех видах искусства до XX века |
Первыми выдающимися образцами русской литературы реализма стали произведения А. С. Пушкина, основоположника этого направления, время создания которых начинает отсчет с 1825 года: историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман «Евгений Онегин». Большую роль в идейно эстетической эволюции поэта сыграло его сближение с декабристами во время южной ссылки |
Европа |
Россия |
|
Исторические обстоятельства, способствующие возникновению |
Развитие капитализма в Европе и России, кризис романтизма. В 40-е годы возникает учение, оказавшее влияние на формирование нового литературного направления, — учение К. Маркса и Ф. Энгельса, соединивших диалектику Г. Гегеля с материализмом Л. Фейербаха |
Становление реалистического метода — особенно в самый начальный период — выглядит прежде всего как становление индивидуальных творческих методов. Поэтому знакомиться со спецификой реализма первой половины XIX века целесообразнее на примере его корифеев |
Основные черты |
Художественное изображение жизни в образах, соответствующее сути явлений самой жизни. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала. Воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей). Предпочтение в способах изображения «форм самой жизни». Преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» |
|
Теоретики |
Г.-Э. Лессинг — выдающийся немецкий писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве. Литературным манифестом реализма стало предисловие О. Бальзака в «Человеческой комедии» |
В России Д. Писарев был первым, кто широко ввел в публицистику и критику термин «реализм»; до этого времени термин «реализм» употреблялся А. Герценым в философском значении, в качестве синонима понятия «материализм» (1846 год) |
Представители
Европа
Франция:
Стендаль, О. Бальзак,
Г. де Мопассан, Г.Флобер, Р. Роллан;
Англия:
Ч. Диккенс, У. Теккерей; США:
М. Твен, У. Фолкнер; Германия: Т. Манн
Россия
А. С. Пушкин «Борис Годунов»,
«Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка», «Повести Белкина»;
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;
Н. В. Гоголь
«Петербургские повести», «Мертвые души»;
И. С. Тургенев «Записки охотника»,
«Отцы и дети»;
Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание»,
«Идиот»,
«Братья Карамазовы» и др.; А. Н. Островский «Бесприданница»,
«Гроза» и др.;
М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» и др.;
Л. Н. Толстой «Война и мир»,
«Анна Каренина», «Воскресенье» и др.;
А. П. Чехов «Вишневый сад»,
«Три сестры», «Чайка», рассказы;
И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева», «Темные аллеи» и др.;
А. И. Куприн « Гранатовый браслет », «Олеся» и др.
Жанры
Роман
Роман-эпопея
Драма
Рассказ
Новелла
1.6. Форма и содержание литературного произведения:
Понятие |
Формулировка |
Пример |
Тема |
Предмет изображаемого в литературном произведении, основной замысел, основное звучание произведения. Целостный образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. У всякого художника своя тема, свой образ мира |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: тема произведения — изображение типических черт поколения 30-х годов XIX века, воплощенных в образе Печорина |
Идея |
Выражение авторского отношения к изображаемому, главная мысль, обобщающая смысловое, образное, эмоциональное содержание художественного произведения |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: идея произведения — показать бесплодие и бездуховность жизни «героя времени», осуждение крайнего эгоизма, трагизм жизни героя |
Проблематика |
Основной вопрос, поставленный писателем в литературном произведении |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: автор стремится проанализировать причины появления такого типа личности в данную историческую эпоху, соотнести проявление воли героя и его «судьбы», предназначения |
Понятие |
Формулировка |
Пример |
Фабула и сюжет |
Фабулой называется совокупность событий, связанных между собой, о которых сообщается в произведении. Сюжет — те же события, но в их изложении в том порядке, в каком они сообщены в произведении, в той связи, в какой даны в произведении сообщения о них. Система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: фабула — новеллы в хронологическом порядке («Тамань», Княжна Мери», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч»); сюжет — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» |
Композиция |
Расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника, приемы, создающие общий рисунок произведения. Сущность композиционных приемов сводится к созданию некоторого сложного единства, сложного целого |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: расположение новелл, составляющих роман именно в таком порядке, обнаруживает авторский замысел — постепенное углубление в психологию героя, изменение «ракурса» изображения |
Конфликт |
Образное отражение в художественном произведении борьбы интересов, страстей, идей, характеров, политических устремлений (как личностных, так и общественных). Конфликт придает остроту сюжету |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»: конфликт в произведении — противоречие между устремлениями героя и его поступками, между героем и обществом, героем и ценностями, принятыми в обществе, а также нормами поведения и понимания смысла и цели жизни |
Стадии развития действия
Понятие |
Формулировка |
Пример |
Экспозиция |
Непосредственно предшествующая завязке часть сюжета, представляющая читателю исходные сведения об обстоятельствах, в которых возник конфликт литературного произведения |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — первые сцены пьесы, изображающие вражду семей Монтекки и Капулетти |
Завязка |
Событие, которое определяет возникновение конфликта литературного произведения. Иногда она совпадает с началом произведения |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — сцена праздника в доме Капулетти, встреча Ромео и Джульетты |
Кульмина ция |
В литературном произведении сцена, событие, эпизод, где коллизия достигает наивысшего напряжения и происходит решающее столкновение между характерами и устремлениями героев, после чего в сюжете начинается переход к развязке |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — поединок Ромео и Тибальта, гибель Меркуцио, Тибальта, а затем Ромео и Джульетты |
Развязка |
Завершающая часть развития коллизии или интриги, где разрешается, приходит к логическому образному завершению конфликт произведения |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — обнаружение братом Лоренцо погибших героев, выявление истины для родителей героев, семей Монтекки и Капулетти |
Эпилог |
Заключение, сделанное автором после изложения повествования и завершения его развязкой — для объяснения замысла сообщением о дальнейшей судьбе героев, утверждающей последствия описанного в произведении явления |
У. Шекспир «Ромео и Джульетта» — речь герцога Вероны над гробом героев, осуждение вражды семей, приведшей к гибели их детей |
Окончание таблицы
Лирическое |
«Вклинивание» в текст «голоса» |
Н. В. Гоголь «Тарас |
отступление |
о предметах, напрямую не относящихся к сюжету, общему течению событий |
Бульба» — описание степи |
Система образов в произведении
Понятие |
Формулировка |
Образ автора |
Это не простой субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого |
Литературный герой |
Персонаж, действующее лицо литературного произведения |
Лирический герой |
Образ поэта (его лирическое «я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о лирическом герое носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения |
Литературный характер |
Совокупность черт образа персонажа, литературного героя, в которой индивидуальные особенности служат отражением типического, обусловленного как явлением, составляющим содержание произведения, так и идейным и эстетическим замыслом автора, создавшего этого героя. Характер — одно из главным слагаемых литературного произведения |
Художественный образ |
Основной в художественном творчестве способ восприятия и отражения действительности, специфическая для искусства форма познания жизни и выражения этого познания; цель и итог поиска, а затем и выявления, выделения, подчеркивания художественными приемами тех черт того или иного явления, которые наиболее полно раскрывают его эстетическую, нравственную, общественно значимую сущность |