Время написания
Стихотворение написано в 1826 году в михайловской ссылке и связано с приездом к опальному поэту его друга-одноклассника Ивана Пущина.
Тема
В стихотворении раскрывается тема дружбы и прославляется Лицей, когда-то связавший Пушкина и его друга.
Главная мысль (идея)
Дружба представлена в произведении Пушкина как самый высший и радостный дар, как нечто, посланное «святым провиденьем» в тяжелый миг его жизни. Заточенью, несвободе, печали и одиночеству противопоставлены радость встречи, счастье дружеской поддержки и взаимопонимания.
Поэтика
Жанр стихотворения — дружеское послание. Стихотворный метр — пяти- и четырехстопный ямб. Произведение состоит из двух пятистрочных строф: в середине строфы поэт как бы продлевает строку, протягивает ее. Это придает стихотворению лиричность. Система рифмовки — АЬААЬ, чередуются мужские и женские рифмы.
Стихотворение начинается с эмоционального восклицания-обращения: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
Синтаксический параллелизм (повтор конструкции), а также эпитеты придают этой строке особую взволнованность и приподнятость.
Следующие эпитеты (двор уединенный, печальным снегом занесенный) рисуют картину одиночества и покинутости лирического героя.
Высокий строй стихотворения складывается из использования возвышенной лексики: я судьбу благословил, святое провиденье, дарует утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней. Этим Пушкин подчеркивает свое отношение к дружбе, к человеку, встреча с которым так важна для поэта, что становится светом, утешеньем, благословением.
Пожелание Пушкина другу такой же радости-переживания передано так:
...Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!
Это предложение побудительное, в котором употреблена повелительная форма наклонения глагола: да дарует, да озарит. И это пожелание поэта слышится заклинанием-пророчеством.